[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Бейт Мидраш » בית מדרש - Бейт Мидраш » Изучаем Библию » תורה - Знатоки Торы
תורה - Знатоки Торы
BenhorinДата: Воскресенье, 30.07.2023, 07:39 | Сообщение # 391


Группа: Администраторы
Сообщений: 2104
Статус: Offline
«И если вы будете слушать законы сии и хранить и исполнять их, то Господь, Бог твой, будет хранить завет и милость к тебе.» (Второзаконие 7:12)
Объясняет РаШИ, что когда, кажущиеся нам неважными заповеди, мы будем исполнять тщательно, тогда удостоимся Божественного благословения. Ведь любая заповедь, легкая или тяжелая, является желанием Самого Творца.

Все чему учит нас Тора актуально во все времена. На пути в святую землю, еврейский народ прошел пустыню полную змей и скорпионов. Когда мы идем по современной пустыне жизни, нас тоже встречают змеи, яд которых горячий – это множество страстей и удовольствий, за которыми человек гонится. Но хуже, когда нас встречает скорпион, яд которого холоден. Если страсть к удовольствиям можно направить на стремление к заповедям, то холод и безразличие противоположны святости.

Чтобы не попасть под влияния пагубных страстей, необходимо всегда помнить, что мир, каким бы великим и страшным не казался, полностью зависит от Торы и заповедей, которые мы выполняем.

«Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из Закона, пока не исполнится все.
Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном.»
(Матфея 5:17-19)


 
BenhorinДата: Среда, 02.08.2023, 07:17 | Сообщение # 392


Группа: Администраторы
Сообщений: 2104
Статус: Offline
Не торопись судить...
В Торе, много мест, которые вызывают, мягко говоря, - недоумение, поведением наших праведников. И раввины, не желающие лезть в дебри тайн Торы, должны высасывать из пальца, всякие оправдания праотцам.
Но, даже если просто учесть, что в Торе вообще нет ни одного слова про наш физический мир, то уже становится понятней, что к этим вопросам не следует подходить с позиции нашей морали.
А если понять, что все персонажи Торы, это свойства и желания нашего внутреннего мира, то понятно, что сначала надо в нем разобраться, а потом судить о том, что в Торе написано.
(Лави Бен Биньямин Карафел)

«Ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься.» (Матфея 12:37)

«Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить.
И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?
Или как скажешь брату твоему: "дай, я выну сучок из глаза твоего", а вот, в твоем глазе бревно?
Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего.» (Матфея 7:1-5)


 
BenhorinДата: Воскресенье, 13.08.2023, 08:34 | Сообщение # 393


Группа: Администраторы
Сообщений: 2104
Статус: Offline
Недельная глава Торы «Шофтим» - שֹׁפְטִים - «Судьи»
Как и все в Торе, недельная глава «Шофтим» написана далеко не только для судей в ту эпоху, но и для нас сегодняшних. Судьи – это мы. Когда мы судим себя, других людей, их поступки.
Потому и говорится в ней: «Судей и надсмотрщиков поставь себе во всех своих воротах.» (Дварим 16:18)
И объясняет Аризаль: ворота – это наши глаза, уши, нос, рот. То есть суди, что говоришь, что слушаешь, куда смотришь.
Тора продолжает: «... и не бери взятки, потому что взятка ослепляет глаза мудрых и извращает слова праведников.» (Дварим 16:19)
Кто дает нам взятки?
Наше йецер а-ра - злое побуждение, обещая нам немедленное удовольствие, если мы последуем его совету, льстя нам.
Взятку-лесть мы можем получить и от других людей, преследующих свои цели.
«Не выступит один свидетель против человека, подозреваемого в какой-либо провинности и в каком-либо проступке, в любом промахе, который совершил, по словам двух свидетелей или по словам трех свидетелей будет решено дело.» (Дварим 19:15)
Два свидетеля – это голова и сердце.
Когда судишь свои или чужие поступки, всегда проверь, чтобы интеллект и эмоции были гармоничны, а третий свидетель – это Творец. И все это гармонично с ощущением присутствия Творца. Это залог правильных решений в жизни.
(Рав Ефим Свирский)

«Каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью; похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть.» (Иакова 1:14,15)

«Если глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя: лучше тебе с одним глазом войти в жизнь, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную.» (Матфея 18:9)

«Ибо если сердце наше осуждает нас, то кольми паче Бог, потому что Бог больше сердца нашего и знает все.» (1-е Иоанна 3:20)


 
BenhorinДата: Вторник, 15.08.2023, 08:10 | Сообщение # 394


Группа: Администраторы
Сообщений: 2104
Статус: Offline
Первая ошибка Адама...
Знаете ли вы, что всякий раз, когда человек впадает в уныние, он стремится убежать от мира, от себя и от Самого Творца. Первой ошибкой Адама и Хавы было то, что после того, как змей подтолкнул их к греху, они испугались и убежали, стараясь спрятаться от Творца как можно дальше...
Раби из Избицы все объясняет предельно четко. Адам не был изгнан из Ган Эдена из-за того, что он отведал запрещенный плод. Адам был изгнан из-за того, что он спрятался от Творца. Почему ты спрятался? Ты не уповаешь на Меня, чтобы признаться передо Мной в своей ошибке?
Если бы человек, отведав от запретного плода, попросил бы у Творца прощения, Творец сказал бы: «Ты в конечном счете всего лишь человек. Я никогда не ожидал, что ты станешь кем-либо другим. Ты способен учиться только путем проб и ошибок».
Талмуд говорит: «Человек не может устоять в исполнении слов Торы иначе, как споткнувшись в них» (Трактат Гитин, 43а).
Наиболее глубокое знание мы постигаем из наших ошибок. Ты не мог бы этому научиться иначе, чем пройдя через ошибку.
Это нормально, что ты ошибся, но почему ты спрятался?
Что делают маленькие дети, когда что-то болит? Они убегают? - Нет, они бегут к своим родителям. К великому сожалению, когда мы взрослеем, мы утрачиваем эту мудрость.
Запомните хорошенько, друзья: вместо того, чтобы бежать от… беги к… беги исключительно к Творцу — Он единственный, Кто может тебе помочь.
Когда все разваливается — предоставь все Единственному, от Которого зависит все.
(Рав Шломо Карлебах)

«Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды.» (1-е Иоанна 1:9)

«Встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих.
Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его.»
(Луки 15:18-20)


 
BenhorinДата: Воскресенье, 20.08.2023, 08:13 | Сообщение # 395


Группа: Администраторы
Сообщений: 2104
Статус: Offline
Почему и зачем так назван Адам?
Напрашивается известный ответ – Адам - אדם - потому что сделан из земли - אדמה - адама. Но это не совсем точно, ведь сказано: «из праха земли - עפר מן האדמה - афар мин hаадама». Почему же не афар - עפר - прах, как назвал себя Авраам, споря с Творцом, чтобы спасти Сдом?
Однако согласно грамматической теории, корень слова – это две его первые буквы.
Они образуют слово אד - эд - «пар».
Вот история создания Адама: «И не было еще на земле никакого куста полевого, и не расли травы в поле – потому что Бог не посылал дождь на землю, и не было человека, чтобы обрабатывать землю. И пар (ואד - ве-эд) поднимался от земли, и орошал всю поверхность земли. И создал Бог человека из праха земли (עפר מן האדמה - афар мин hаадама)... И посадил Бог сад в Эдене.» (Берешит 2:5-8)
Зачем сказано о паре, если его орошение не способствовало росту диких растений в поле? И в чем состояла работа человека на земле, если после его создания, Всевышний уже посадил прекрасный сад?
Обрабатывать землю киркой и лопатой бессмысленно, если нет воды. И мидраш логично объясняет, что работа человека состояла в молитве о дожде.
Как сказано о земле Израиля, что вода в ней только от дождей – благодаря молитвам евреев.
Значит, первая задача Адама – в молитвах Богу, чтобы сгустил пары в дождь и пролил водой - מים - маим (которая и дала название букве מ - мем), а рост растений даст пищу животным и человеку, всему живому.
Таково и слово «дождь» - גשם - гешем. גש значит «сближение», дождь – соединение воды, מ - мем.
(Рав Гедалия Спинадель)

«Будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением.» (Колоссянам 4:2)

«Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе.» (1-е Фессалоникийцам 5:17,18)


 
BenhorinДата: Вторник, 22.08.2023, 07:23 | Сообщение # 396


Группа: Администраторы
Сообщений: 2104
Статус: Offline
В море свирепствует буря, чудовищные волны, бьющиеся о берег, уносят с собой все, оставляя после себя опустошение.
Море - это мир, где «строят жизнь». Волны - стресс и тревога нерешительности, незнание, куда повернуть, на что рассчитывать, рывки вверх и вниз, в холод и в жар, вперед и назад.
Поступите подобно Ноаху - постройте себе ковчег. Ковчег, по-еврейски - תבה - «тэва», что означает также «слово». Вашим ковчегом должны стать слова Торы и молитвы. Войдите в свой ковчег и дайте водам поднять вас, не допустите, чтобы они затянули вас на дно вместе со всем, что вам принадлежит.
(365 размышлений Ребе Менахема Мендла Шнеерсона)

«Имя Господа - крепкая башня: убегает в нее праведник - и безопасен.» (Притчи 18:11)

 
BenhorinДата: Пятница, 01.09.2023, 07:26 | Сообщение # 397


Группа: Администраторы
Сообщений: 2104
Статус: Offline
«Твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь на Хориве из среды огня.» (Второзаконие 4:15)

«Берегите же очень свои души...»
Храните свои души, не позволяйте никакому внешнему воздействию вывести вас из-под направляющего и решающего воздействия, оказываемого духовным аспектом вашего характера.
Мы не должны позволить себе утратить свое чистое восприятие и убеждение, что Бог есть сверхъестественная и, в то же время, уникально реальная и личная Сущность.
Помимо Бога, существует лишь одна форма невидимого бытия, которую невозможно воспринять физическими ощущениями, но в реальности бытия которой мы все убеждены - наша душа. Именно в силу обладания этим качеством наши души способны постичь также реальное, личное бытие Невидимой Сущности и уверены в существовании Бога как в своем собственном. Так же твердо, как мы уверены в своем собственном существовании, мы уверены в существовании Бога...
(Рав Шимшон Рафаэль Гирш)

«Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом.» (Евреям 11:1)

«Ибо мы ходим верою, а не видением.» (2-е Коринфянам 5:7)

«...Иисуса Христа, Которого, не видев, любите, и Которого доселе не видя, но веруя в Него, радуетесь радостью неизреченною и преславною, достигая наконец верою вашею спасения душ.» (1-е Петра 1:7-9)


 
BenhorinДата: Воскресенье, 03.09.2023, 08:17 | Сообщение # 398


Группа: Администраторы
Сообщений: 2104
Статус: Offline
Рабби Йосе бар-Йегуда из Кфар ха-Бавли говорит: Кому подобен учащийся у молодых? Тому, кто ест незрелый виноград и пьет несброженное вино. А учащийся у старших, кому подобен? Тому, кто ест спелый виноград и пьет старое, выдержаное вино.
Рабби Меир сказал: Обращай внимание также не на кувшин, а на его содержимое. Бывает, кувшин новый, а полон он старого вина, а бывает, что в старом сосуде нет даже молодого вина. (Пиркей Авот, 4:26-27)

«Никто да не пренебрегает юностью твоею; но будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте.» (1-е Тимофею 4:12)

«Дух в человеке и дыхание Вседержителя дает ему разумение. Не многолетние только мудры, и не старики разумеют правду.» (Иов 32:8,9)

«Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам.» (Матфея 11:25)


 
BenhorinДата: Среда, 06.09.2023, 07:30 | Сообщение # 399


Группа: Администраторы
Сообщений: 2104
Статус: Offline
Что значит искать Бога? Где и как это следует делать?
Сказал Ари Акадош, что возжелал Всевышний проявить Cебя и для этого создал миры и их населяющих. Это говорит о том, что мир создан лишь для того чтобы Бог проявил Cебя, а задача населяющих мир состоит в том, чтобы Его познать.
И в этом весь смысл нашего существования. Бог проявил себя через мир, а мы - населяющие этот мир, познавая его постигаем Бога, каждый на своем уровне развития.
Но это же делают и животные, зачем же Бог создал человека?
Затем, чтобы человек развил возможности постижения мира на столько, чтобы за внешними материальными формами раскрыть его внутреннюю духовную суть. И для этого Всевышний спустил человеку Тору как инструкцию развития.
Там в Торе есть свет Творца, Чьи свойства приобретаются посредством ее изучения и выполнения заповедей. И тогда, по духовному закону «подобия свойств», человек может раскрыть эти свойства в природе мира, тем самым раскрыв его внутреннюю духовную составляющую.
Не в Торе раскрывает человек Творца, как думают изучающие ее на внешнем уровне - пшат, а в мире, но лишь после того как приобретает духовные свойства, изучая и выполняя Тору на внутреннем уровне - сод.
(Лави Бен Биньямин Карафел)

«Дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас: ибо мы Им живем и движемся и существуем.» (Деяния 17:27,28)

«Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им. Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны.» (Римлянам 1:19,20)

«Потому что не слушатели Закона
(התורה - Торы) праведны пред Богом, но исполнители Закона (התורה - Торы) оправданы будут.» (Римлянам 2:13)

 
BenhorinДата: Среда, 13.09.2023, 07:41 | Сообщение # 400


Группа: Администраторы
Сообщений: 2104
Статус: Offline
Стоящий в тени Всевышнего...
Мы знаем, что в Торе каждое слово на месте, каждое слово важно. Но иногда кажется, что текст перегружен повторениями. Например, в недельной главе «Вайакгел» то и дело повторяются слова «как повелел Всевышний». Не излишество ли?
И еще один вопрос: На крышке золотого ковчега Всевышний велел поставить два литых керува (херувима). Не напоминает ли это идолопоклонство?
Ответ на оба вопроса может показаться грубоватым или даже диктаторским: следует служить Всевышнему не так, как подсказывает сердце или разум, а так, как велит Сам Всевышний. Если бы Он велел отлить из золота тельца, в этом не было бы греха. Он велел отлить крылатых керувов и поставить их в самом сердце святилища – и это стало заповедью.
Кстати, возведение и оформление святилища было возложено на Бецалеля. Мы мало что знаем о нем: способности и родословие – вот и все, что упомянуто, но его имя выдает главное качество: בְּצַלְאֵל - Бецэль Эль – «в тени Всевышнего». Будучи великим художником и обладая удивительной силой воображения, он умел оставаться в тени Всевышнего, делать только то и в точности то, что ему велено. Не больше и не меньше, не вдаваясь в рассуждения и эксперименты.
Известно, что в ковчеге хранились скрижали Завета. Слово Всевышнего, «конспект» истории, «проект мира» – ну как им не поклоняться?! Однако даже священные скрижали с начертанными «перстом Всевышнего» на них десятью заповедями являются всего лишь физической оболочкой Торы, ее материальным «облачением». А сама сокровенная суть спрятана в буквах Торы, в ее смысловом содержании и множественности ее значений. Этого как раз и не смогли понять создавшие золотого тельца и своим воображением придавшие неодушевленному идолу божественные свойства.
Поэтому, чтобы ковчегу не были ошибочно приписаны те же свойства, что и золотому тельцу, соорудить ковчег Всевышний повелел именно внуку Хура. Первым условием его избрания было художественное дарование, залог внешнего совершенства Святилища. Но не менее важным было и его умение сделать все, «как повелел Всевышний».
(Рав Александр Фейгин, chabad.org)

«Всякое слово Бога чисто; Он - щит уповающим на Него. Не прибавляй к словам Его, чтобы Он не обличил тебя, и ты не оказался лжецом.» (Притчи 30:5,6)

«И я также свидетельствую всякому слышащему слова пророчества книги сей: если кто приложит что к ним, на того наложит Бог язвы, о которых написано в книге сей; и если кто отнимет что от слов книги пророчества сего, у того отнимет Бог участие в книге жизни и в святом граде и в том, что написано в книге сей.» (Откровение 22:18,19)


 
BenhorinДата: Вторник, 19.09.2023, 13:08 | Сообщение # 401


Группа: Администраторы
Сообщений: 2104
Статус: Offline
Как благословлять?
בראשית ברא אלהים את השמים ואת הארץ
«В начале сотворил Бог небо и землю.» (Бытие 1:1)
Сказано в Талмуде, что первая буква Торы - ב - Бет, потому что с нее начинается слово ברכה - браха - «благословение».
И не понимал я это, ведь много слов начинается с Бет, например, и второе - ברא - бара - «сотворил».
А сейчас, кажется, понял. Мудрецы сказали этим, для чего Творец создал мир. Как учат, «чтобы делать добро». И первое добро, великое и не зависящее от материальных обстоятельств - это благое слово. Пожелание приумножения блага человеку.
Недаром Творец завершает обещание наград Аврааму при первом обращении к нему - לך לך - Лех Леха (Иди - это в твоих же интересах) тем, что он станет Брахой. А каждый, кто благословит его, будет благословен.
Таким благословением для человечества стал еврейский народ. Но благословлять - это мицва и призыв к каждому.
(Рав Гедалия Спинадель)

«И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, в землю, которую Я укажу тебе; и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение; Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные.» (Бытие 12:1-3)

«Благословляйте, зная, что вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение.» (1-е Петра 3:9)


 
BenhorinДата: Вторник, 26.09.2023, 08:38 | Сообщение # 402


Группа: Администраторы
Сообщений: 2104
Статус: Offline
Сказал Рейш Лакиш: Каждому, кто от всей души отвечает «амен», Небеса открывают врата Еденского сада, как написано: «Отворите врата; да войдет народ праведный, хранящий истину (שמר אמנים - шомер эмуним)» (Исаия 26:2), читай не «шомер эмуним», а «ше-омер амен» – то есть тот, «кто говорит амен».
А что значит «амен»? Сказав рабби Ханина: «Амен» (אמן) – это акроним «Бог – Царь верный» – אל מלך נאמן – Эль Мелех Нееман. (Шаббат, 119б)

«Да приступаем с искренним сердцем, с полною верою, кроплением очистив сердца от порочной совести, и омыв тело водою чистою, будем держаться исповедания упования неуклонно, ибо верен Обещавший.» (Евреям 10:22,23)

 
BenhorinДата: Четверг, 26.10.2023, 07:42 | Сообщение # 403


Группа: Администраторы
Сообщений: 2104
Статус: Offline
«Когда введет тебя Господь, Бог твой, в ту землю, в которую ты идешь, чтоб овладеть ею, тогда произнеси благословение на горе Гаризим, а проклятие на горе Гевал.» (Второзаконие 11:29)

Горы Гризим и Эйваль составляют часть горной цепи Эфраима, но физический контраст между ними ошеломляет. Гора Гризим, расположенная к югу от долины Шхема, зелена и плодородна, ее склоны поднимаются пологими террасами. Гора Эйваль, расположенная к северу, крута и гола. Ее высота около 900 метров; гора Гризим немного ниже.
Эти две расположенные рядом горы дают самый потрясающий, поучительный и отчетливый образ благословения и проклятия. Обе они вырастают из одной и той же почвы, обе получают одни и те же осадки – дождь и росу. Одни и те же воздушные потоки проносятся над ними; одна и та же пыльца опыляет их. И тем не менее Эйваль остается абсолютно бесплодной, тогда как Гризим покрыта до самой вершины буйной растительностью.
Таким образом, мы видим, что благословения и проклятия зависят не от внешних обстоятельств, а от того, как мы реагируем на эти обстоятельства. Следовательно, благословенны мы или прокляты зависит не от навязанных нам внешних условий, а от того, как мы справляемся с ними – от нашего отношения к тому, что должно принести нам благословения.
Когда мы переправляемся через Иордан и делаем первые шаги по земле Закона, который освящает нас, вид этих двух гор преподает нам вечный урок того, что мы постоянно стоим перед выбором между благословением и проклятием и что мы сами, своим собственным нравственным поведением можем решить, которая из двух гор будет олицетворять наше собственное будущее – Гризим или Эйваль.
(Рав Шимшон Рафаэль Гирш)

«Жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое.» (Второзаконие 30:19)

«Вот, я предлагаю вам сегодня благословение и проклятие: благословение, если послушаете заповедей Господа, Бога вашего, которые я заповедую вам сегодня, а проклятие, если не послушаете заповедей Господа, Бога вашего.» (Второзаконие 11:26-28)


 
BenhorinДата: Вторник, 31.10.2023, 08:58 | Сообщение # 404


Группа: Администраторы
Сообщений: 2104
Статус: Offline
Тора поколения записана белым огнем на черном огне...
Что хочет сказать Гешель? Первый слой понятен: Белый огонь - возрождение Израиля, Черный огонь - огонь Катастрофы.
Но кажется сам Гешель понимает что этого недостаточно.
Еврейский народ, говорит Гешель - это «свидетели Бога». Увы, свидетели забыли как свидетельствовать. Книги иудаизма «запечатаны» для них, они не способны их прочесть.
Стоит остановиться на этом определении еврейства. Свидетель это тот, кто «сам видел». Если ты только слышал от другого - ты не можешь быть свидетелем.
Другими словами от человека требуется живая, не догматическая и не декларативная вера. Только она превращает народ в «свидетелей».
(Рав Ицхак Ройтман)

«Иисус сказал народу: вы свидетели о себе, что вы избрали себе Господа - служить Ему? Они отвечали: свидетели.» (Иисус Навин 24:22)

«Не бойтесь и не страшитесь: не издавна ли Я возвестил тебе и предсказал? И вы Мои свидетели. Есть ли Бог кроме Меня? нет другой твердыни, никакой не знаю.» (Исаия 44:8)


 
BenhorinДата: Воскресенье, 19.11.2023, 07:34 | Сообщение # 405


Группа: Администраторы
Сообщений: 2104
Статус: Offline
В будущем каждого праведника Он назовет Своим Именем и Своей рукой даст ему бокал нектара, чтобы жили вечно. И имя праведника сохранится навечно и после обновления мира.
(Отиот де рабби Акива)

«Имеющий ухо слышать да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать сокровенную манну, и дам ему белый камень и на камне написанное новое имя, которого никто не знает, кроме того, кто получает.» (Откровение 2:17)

 
Бейт Мидраш » בית מדרש - Бейт Мидраш » Изучаем Библию » תורה - Знатоки Торы
Поиск: