[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
תורה - Знатоки Торы
BenhorinДата: Вторник, 14.03.2023, 08:31 | Сообщение # 376


Группа: Администраторы
Сообщений: 2164
Статус: Offline
Ошибка великих людей заключается в том, что они спешат получить то, что им было бы дано в свое время. Адам поспешил и съел до шаббата, Ноах поспешил и выпил, Давид поспешил жениться на Бат-Шеве.
И вот Сара решает, что поскольку сама она не может родить ребенка, надо вместо себя предложить Авраму служанку.
Но Агарь «увидела, что зачала, и облегчила [то есть лишила уважения] свою госпожу в своих глазах.» (Берешит 16:4) На что Сара пеняет Авраму: «Ты виноват...», или «Моя обида из-за тебя... » (Берешит 16:5) По крайней мере, так звучит в переводе.
В оригинале же написано: «Хамаси алейха...».
«Хамас» - это то, из-за чего было истреблено поколение Потопа.
«Хамас» неправильно переводят как «грабеж». Но грабеж, за который грабителя можно привлечь к суду, обозначается словом «гезель».
Как мы знаем, в иврите нет синонимов.
«Хамас» – это то, чем занимался Остап Бендер, который знал четыреста сравнительно честных способов отъема денег у населения, с удовольствием пользовался как минимум десятком из них, но при этом подчеркивал: «... я чту уголовный кодекс. Это моя слабость».
«Хамас» – это неподсудный грабеж. И тем не менее он очень часто бывает чрезвычайно жесток и циничен.
Но как это применимо в нашем случае?
Ведь то, что говорит Сара, это не просто упрек, это достаточно серьезное обвинение. А мы помним, что, если о таком написано в Торе, то это и урок для нас сегодня.
Раши объясняет претензию Сары: «Когда ты молился Богу, говоря: "Что Ты дашь мне? Я бездетным хожу", ты говорил лишь о себе. Если бы ты попросил Всевышнего за нас обоих, то вместе с тобой Он вспомнил бы обо мне».
Ор hа-Хаим добавляет, что Сара подозревала, что, возможно, Аврам, поменял статус Агари, после того как та забеременела, освободив ее от обязанностей служанки.
На вторую претензию Аврам отвечает: «Вот твоя служанка, в твоей руке, делай ей доброе в твоих глазах.» (Берешит 16:6)
А вот на первую Тора не приводит никакого ответа.
Говорит рав Шах, что, когда у человека есть возможность что-то сделать для другого, а он этого не делает, это подобно «хамасу». За это его нельзя судить, но именно это и есть «хамас».
Сара обвиняет Аврама в том, что он отнял у нее благословение, которое она могла бы получить от Творца.
Урок для нас становится понятным.
В каких-то ситуациях мы имеем возможность и даже обязаны помочь человеку, но этого не делаем.
В других мы объективно не можем ничего сделать даже для человека, который нам близок, за которого несем ответственность.
НО МЫ ВСЕГДА МОЖЕМ ЗА ЭТОГО ЧЕЛОВЕКА ПОМОЛИТЬСЯ!
Почему мы этого не делаем?
Часто, потому что не верим в силу молитвы.
И в таком случае начинает работать обратный эффект: наша вера в то, что молитва не работает, ослабляет ее силу.
(Рав Ефим Свирский)

«И все, чего ни попросите в молитве с верою, получите.» (Матфея 21:22)

«... Но да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой. Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа.» (Иакова 1:6,7)


 
BenhorinДата: Среда, 15.03.2023, 09:09 | Сообщение # 377


Группа: Администраторы
Сообщений: 2164
Статус: Offline
Сдать экзамен...
Если ситуация повторяется, значит она не проработана, и нуждается в том, чтобы ее еще раз пережить.
Определенные изменения свидетельствуют о том, что работа продолжается. В этом есть духовный урок для нас. Если мы, из разу в раз, попадаем в определенную ситуацию, значит Всевышний ее раз за разом снова создает. Так, через нее, мы работаем над своими качествами. И если ситуация снова повторится, значит экзамен еще не сдан.
Она будет повторяться, пока не произойдут какие-то важные изменения. Как, например, в жизни Яакова, у которого уже не было похожих конфликтов, как у других праотцов с женами и царьками, колодцами и детьми.
(Ицхак Пензев, урок по недельной главе Толдот)

«Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию.» (2-е Петра 3:9)

«... Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины.» (1-е Тимофею 2:3,4)


 
BenhorinДата: Пятница, 14.04.2023, 10:46 | Сообщение # 378


Группа: Администраторы
Сообщений: 2164
Статус: Offline
Слова Торы сравнивают с водой, как сказано: «Эй, все, кто жаждет, идите к воде!» — чтобы ты понял: так же, как вода не останавливается на склоне горы, а стекает с него и скапливается на равнине — так и слова Торы не услышишь среди гордецов, и не найдешь их в сердце тех, кто высокого о себе мнения.
(Рамбам)

«Стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей.» (Иоанна 7:37)

«Жаждущие! идите все к водам; даже и вы, у которых нет серебра, идите.» (Исаия 55:1)


 
BenhorinДата: Вторник, 18.04.2023, 11:04 | Сообщение # 379


Группа: Администраторы
Сообщений: 2164
Статус: Offline
Повели убрать золу...
«Это закон о жертве всесожжения (עלה - ола): пусть остается жертва всесожжения на огне жертвенника всю ночь до утра... коhэн... снимет с жертвенника золу, оставшуюся от сгоревшей жертвы всесожжения и положит ее возле жертвенника.» (Ва­икра 6:9,10)

Вопрос, задаваемый нами всегда: «Как это относится ко мне сегодня, чему меня это учит и, главное, как это помогает мне стать лучше?»

Жертва עלה ола – всесожжения приносится за «не те» мысли.
Человек не несет ответственности за приходящую мысль, но он отвечает за то, чтобы не продолжать думать в том же направлении.
Рамбам приводит одно из исключений: можно, иногда даже нужно плохо подумать о другом человеке, когда ситуация не очевидна, а человек зарекомендовал себя с плохой стороны.
Другая категория мыслей связана именно с ночью, хотя это время суток далеко не эксклюзивно.
Ночь – это Галут, в том числе внутренний Галут. Также ночью мысли, подавляемые днем, выходят наружу.
Когда человек работает с подобными мыслями и качествами характера, их вызывающими (а это и есть положить животную душу на жертвенник), у него возникает грусть, даже горечь о незавершенности работы и о напрасно не на то потраченных времени и силах.
Это все и есть зола.
Но Творец просит нас быть радостными. Поэтому каждое утро важно начать с позитива.
Убрать золу.

Первое слово, произносимое нами утром: «מודה» - «Модэ» - «Благодарю».
Благодарность за жизнь, за то, что Творец вернул мне мою душу (נשמתי - нишмати), то есть контроль над моими мыслями. Поэтому и заканчивается это благословение: «велико Твое доверие ко мне». Теперь, когда Ты вернул мне контроль над моими мыслями, Ты надеешься, что я буду мыслить в правильном направлении, позитивно.
А следующее благословение: «Душа, которую Ты дал мне, чиста она...»
(Рав Ефим Свирский)

«Забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе.» (Филиппийцам 3:13,14)

מודה אני לפניך מלך חי וקיים שהחזרת בי נשמתי בחמלה, רבה אמונתך

«Модэ/а ани лефанэха Мэлех Хай вэ-Каям шеhэхэзарта би нишмати бэхэмла, раба эмунотэха»

Возношу благодарности пред Ликом Твоим, Властелин, над Которым не властно время, за то, что милостиво возвратил Ты мне душу мою. Велико доверие Твое.

 
BenhorinДата: Среда, 19.04.2023, 12:48 | Сообщение # 380


Группа: Администраторы
Сообщений: 2164
Статус: Offline
«Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним.» (Бытие 4:7)

Когда человек совершит грех, Всевышний представляет ему возможность совершить такой же, чтобы он преодолел себя, и тем самым исправил и первый грех.
Когда Йецер аРа (дурное начало) видит такое, он умножает усилия и человек может совершить грех второй раз. Несмотря на это, Всевышний готов простить эти оба греха.
Но если человек совершает такой грех в третий раз, его душа облачается в клипот и грех влечет за собой следующий грех, и не дают ему сделать тшуву (возвращение, раскаяние), пока не смилостивятся над ним Небеса.
(Раби Исраэль Баал Шем Тов, Кетер Шем Тов)

«Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого.» (Матфея 12:43-45)

 
BenhorinДата: Суббота, 29.04.2023, 11:55 | Сообщение # 381


Группа: Администраторы
Сообщений: 2164
Статус: Offline
Разглядеть чудо...
Глава Торы «Мецора» подробно рассказывает о различных видах проказы, которые могли поразить человека, его одежду и дом в наказание за грех злословия. Рамбам пишет, что это заболевание было сверхъестественным и служило «знаком и чудом в народе Израиля, чтобы предостеречь их от злословия».

Это наказание было многоэтапным. Сначала «изменялись стены дома, ... если продолжал грешить, изменялись все изделия из кожи в доме». Следующим этапом была порча на одежде злословившего. Если и этого оказывалось недостаточно, проказа поражала само его тело, и он был «обречен на уединение, так что больше не вел нечестивых бесед».

Эта последовательность несчастий должна была убедить человека, что все это не случайно, что Всевышний дает ему знаки, предостерегает, чтобы уберечь от греха.

Тем не менее, тот, кто не хотел верить, мог искать естественное объяснение происходящему, ведь в конце концов чудо облекалось в природные рамки, оставляя упрямому возможность утверждать, что тут нет ничего сверхъестественного.

Здесь проявляется различие между мировоззрением еврейским и общечеловеческим. Евреи называются «верующими, сынами верующих». Согласно их взгляду на мир, не только сверхъестественная проказа является проявлением «десницы Божьей», но и вообще все, что происходит в мире, даже самые обыденные вещи - все подчиняется Божественному Провидению.

Общечеловеческий же взгляд на мир предполагает, даже допуская существование Творца, поиск рационального объяснения всему. Даже очевидному чуду.

Вера еврея утверждает, что подобно тому, как проказа явно служила определенному назначению, точно так же любая вещь обладает заданным Свыше предназначением. Это относится и к тому, что кажется злом. Ведь от Него не может исходить ничего плохого, а значит, и в неприятности также заложено добро. Подобно тому, как, согласно рассказу в Мидраше, при разрушении пораженных проказой домов евреи находили замурованные в стенах сокровища.
(Из трудов Любавичского Ребе, краткое адаптированное изложение, chabad.org)

«Блажен человек, которого вразумляет Бог, и потому наказания Вседержителева не отвергай, ибо Он причиняет раны и Сам обвязывает их; Он поражает, и Его же руки врачуют.» (Иов 5:17,18)

«Сын мой! не пренебрегай наказания Господня, и не унывай, когда Он обличает тебя. Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает. Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец?» (Евреям 12:5-7)

«Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак будь ревностен и покайся.» (Откровение 3:19)


 
BenhorinДата: Суббота, 06.05.2023, 11:06 | Сообщение # 382


Группа: Администраторы
Сообщений: 2164
Статус: Offline
Глава Торы «Ва­икра» - וַיִּקְרָא - «И призвал» - глава о призыве, каждого из нас.
Карбан (קרבן),как правило, переводят как жертвоприношение.
Но это слово является производным от לקרב - лекарев - приблизить. То есть дословно карбан – это приближение.
Но это не просто эвфемизм – термин, нейтральный по смыслу и эмоциональной нагрузке, используемый для замены другого. И сегодня использование карбана (приближения) так же актуально, как тысячи лет назад. Ведь его можно совершить через молитву, изучение Торы или через еду.
Трактат Брахот (26б) говорит о соответствии жертвоприношения молитве. Изучая карбанот, мы совершаем их.

Первая жертва – עלה - ола, или всесожжение. Приносится в том числе за неправильные мысли или при желании человека поднять свой духовный уровень. Сжигается полностью. Этот карбан приносится из следующих видов – бык, баран, птица.

Вторая жертва – מנחה - минха, или хлебный дар.
Рав Гирш говорит: «Это дань благодарности Творцу». Если хотите – посвящение Ему своей сущности и радости.
Зерно – основная субстанция для существования, масло – комфорт, ароматная смола – радость, удовольствие. Все эти разные состояния и чувства мы связываем с присутствием Творца здесь и сейчас.

Третья жертва – זבח שלמים - зевах шламим, или мирная жертва. Проявление любви к Творцу. Часть сжигается, часть отдается коhэну, часть человек съедает сам.
Комментаторы говорят: законченность, полнота, совершенство, спокойствие и подобные состояния исходят, осознаются и ощущаются в контексте отношений с Творцом и понимания, что Он их источник.

Четвертая жертва - חטאת - хатат, или жертва за ошибки. Слово חטא - хет, которое традиционно переводят нееврейским понятием грех, буквально означает промах. Эта жертва не искупает сознательные проступки. Хатат искупает ошибки из-­за невнимательности.

Пятая жертва – קרבן עולה ויורד - карбан ола ве­йоред, что означает «поднимающаяся и опускающаяся», или жертва за напрасные клятвы, осквернение святого.
Карбан ола ве­йоред не самостоятельное жертвоприношение, а подвид карбан хатат. Может иметь разную стоимость.

Шестая жертва - אשם - ашам, или повинная жертва. Рамбан переводит как «опустошение». Приносится, например, когда человек украл что-­то, а потом раскаялся и вернул.

Седьмая жертва – אשם תלוי - ашам талуй, или жертва, когда человек сомневается, сделал он что­-то или не сделал.

Одним словом, смысл жертвоприношения – связь с Творцом во всех аспектах жизни.
А раз такая связь существует во всем, то становится понятна и связь жертвоприношения с молитвой - убрать эгоизм, прочувствовать единство Творца, трепет перед Его величием и любовь к Источнику всего самого чистого, осмысленного и Дающего истинную радость и наслаждения.

Нужно помнить поведение праотца Ицхака на жертвеннике – самоотверженность, полное удаление эгоизма, подчинение самого основного инстинкта – самосохранения – воле Творца – это то, чему и нам важно научиться.
Никто из нас не заслужил жизнь, она дается нам как подарок от любящего нас Творца.
Это понимание убирает гордыню и дает очень важное чувство благодарности.

Видуй - וידוי - «Исповедание» – особая молитва, которую произносил человек, приносивший карбан. Ее цель – восстановить близость между человеком и Всевышним, утраченную в результате совершенного преступления. Она исправляла мир людей.

Кавана – правильная мысленная концентрация коhэна в момент принесения карбана – исправляла мир душ.

Сегодня, когда нет Храма, жертвенником является наш стол. И правильно проведенная трапеза также исправляет и поднимает все эти миры. Ведь еда, съедаемая нами во время трапезы, поднимается со своего уровня до уровня человека, что аналогично сжиганию частей жертвы на жертвеннике.
При этом в случае, когда трапеза была проведена правильно, то есть были сказаны соответствующие благословения, аналогичные «Видую» при жертвоприношении, и духовный настрой трапезы был возвышен (что возможно, когда была соответствующая мысленная концентрация и говорились דבר תורה - двар Тора – слова Торы), что аналогично правильной каване коhэна во время жертвоприношения, вот в таком случае исправляются искажения на всех уровнях мироздания.
(Рав Ефим Свирский)

«Закон, имея тень будущих благ, а не самый образ вещей, одними и теми же жертвами, каждый год постоянно приносимыми, никогда не может сделать совершенными приходящих с ними. Иначе перестали бы приносить их, потому что приносящие жертву, быв очищены однажды, не имели бы уже никакого сознания грехов. Но жертвами каждогодно напоминается о грехах, ибо невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи... По сей -то воле освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа... Ибо Он одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых.» (Евреям 10:1-4,10,14)

«Жертва Богу - дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже.» (Псалтирь 50:19)


 
BenhorinДата: Среда, 17.05.2023, 09:52 | Сообщение # 383


Группа: Администраторы
Сообщений: 2164
Статус: Offline
В главе Торы «Шлах» рассказывается история о разведчиках. Евреи, которых Всевышний вывел из Египта, подойдя к границам Земли Обетованной, решили отправить лазутчиков, чтоб разузнать, что и как.
И эти самые разведчики, вернувшись с задания, отговорили народ завоевывать эту землю, сказав, что это, мол, нам не под силу, земля эта, дескать, незавоюемая, и народ, который там живет, слишком силен. Еврейский же народ в результате разуверился и разрыдался: отбой, гевалт, назад в Египет… И из-за этого отбоя Всевышний приговорил все поколение Исхода к скитаниям по пустыне.
К составу преступления разведчиков была подшита также крайне неудачная формулировка: они сказали, что этот народ «сильнее нас» - «חזק הוא ממנו» - хазак hу мимену. И это словосочетание на иврите можно прочитать также как «сильнее Его», то есть сильнее Всевышнего. Они как бы, получается, усомнились во всесилии Творца.
И дело здесь не просто в формальной придирке, типа, можно было бы поудачней подбирать выражения. На самом деле ошибка разведчиков и поколения Исхода, которое им поверило, по сути гораздо глубже. И в действительности затрагивает вопросы веры…
И несет в себе эта история очень важный и актуальный урок для каждого из нас. У посланника, согласно закону Торы, есть особый статус. Статус некой равнозначности тому, кто его послал. И посланник, исполняя задание, как бы действует силою самого посылающего.
Каждый из нас является посланником Всевышнего в этом мире. У каждого из нас есть миссия, задача в этом мире. И исполняем мы ее не просто своими силами! Если нам что-то кажется слишком сложным и, может быть, не дай Бог, невыполнимым, мы должны помнить о том, что, раз Всевышний поставил перед нами эту задачу, раз мы с этим препятствием столкнулись – значит это нам по силам.
И не просто «нам по силам», а нужно понимать, что мы действуем не своими силами, а силами «Пославшего меня», то есть пославшего нас Творца. И для нас все выполнимо и поборимо. И поэтому, какими бы невыносимыми нам ни казались испытания и препятствия, они все преодолимы. Это нам по силам – поскольку это «по силам» Ему.
(Рав Эли Коган, chabad.org)

«Дети! вы от Бога, и победили их; ибо Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире.» (1-е Иоанна 4:4)

«Ибо всякий, рожденный от Бога, побеждает мир; и сия есть победа, победившая мир, вера наша. Кто побеждает мир, как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий?» (1-е Иоанна 4:4,5)


 
BenhorinДата: Четверг, 01.06.2023, 10:53 | Сообщение # 384


Группа: Администраторы
Сообщений: 2164
Статус: Offline
Изучение Торы отличается от изучения чего-либо другого. Постигая любую другую мудрость, ваш разум растворяется в информации и знании об изучаемом предмете. Если же вы изучаете Тору, ее идеи, оказывается, что в них – Он Сам, и вы с Ним в это время единое целое.
(365 размышлений Ребе Менахема-Мендла Шнеерсона)

«Вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом.» (Иеремия 31:33)

 
BenhorinДата: Среда, 07.06.2023, 07:38 | Сообщение # 385


Группа: Администраторы
Сообщений: 2164
Статус: Offline
В трактатах Брахот и Мегила упоминается поговорка: «Все в руках Небес, кроме страха перед Небесами» - (הַכֹּל בִּידֵי שָׁמַיִם חוּץ מִיִּרְאַת שָׁמַיִם).
Ее смысл в том, что Всевышний ни к чему человека не принуждает, но ответственность за выбор главного стратегического направления, или строить жизнь по воле Небес или нет, лежит на самом человеке.

«Неправедный пусть еще делает неправду; нечистый пусть еще сквернится; праведный да творит правду еще, и святый да освящается еще. Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его.» (Откровение 22:11,12)

 
BenhorinДата: Воскресенье, 18.06.2023, 07:34 | Сообщение # 386


Группа: Администраторы
Сообщений: 2164
Статус: Offline
Сказали наши мудрецы: «Будь внимателен к легкой заповеди так же, как к трудной, ибо ты не знаешь какова награда за заповедь». Рабби Овадья из Бертануры объясняет: «В Торе не упоминается награда за исполнение заповедей». Она не записана потому, что нижний мир не в состоянии ее вместить. Мудрецы Талмуда давно уже нам открыли: «Один час покоя в Грядущем мире лучше всей жизни в этом мире».

Сказал царь Шломо: «Она дороже жемчуга, и ничто из желаемого тобою не сравнится с нею». И если, изучая Тору, мы ощущаем то, о чем пишет мудрейший из людей, значит изучение Торы становится во имя Небес.
Продолжает царь Израиля: «Долгоденствие — по правую руку ее, по левую — богатство и почет». Виленский гаон разъясняет эти слова: «Долголетие — держащим Тору правой рукой, изучающим ее во имя Небес, а именно — Грядущий мир, а богатство и славу получают изучающие Тору не во имя Небес, ибо зачем же они этим занимаются, если не ради имущества и известности...»
Из слов Виленского гаона следует, что награда за Тору бесконечна, но соответствует нашему изучению, создавая каждому его великий и уникальный или весьма ограниченный и опустошенный мир.
(По материалам toldot.com)

«Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все. Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном.» (Матфей 5:17-19)

 
BenhorinДата: Понедельник, 10.07.2023, 06:59 | Сообщение # 387


Группа: Администраторы
Сообщений: 2164
Статус: Offline
Раввин Эвен-Исроэль (Штейнзальц) однажды сказал так: «Шулхан Арух начинается с того, что «человек должен проснуться подобно льву, и немедленно встать, чтобы начать служить Всевышнему, пока не победит свое йецер а-ра (злое начало)». Но тот, кто улегся спать как собака, не должен удивляться, что поутру он не вскакивает подобно льву».
(Рав Ишайя Гиссер)

«Душею моею я стремился к Тебе ночью, и духом моим я буду искать Тебя во внутренности моей с раннего утра.» (Исаия 26:9)

 
BenhorinДата: Среда, 19.07.2023, 07:19 | Сообщение # 388


Группа: Администраторы
Сообщений: 2164
Статус: Offline
Путь к исполнению миссии...
Сюжеты Писания - это не просто историческое повествование. Слово «Тора» - תורה - означает Учение, и каждый рассказ Торы несет в себе урок, необходимый человеку в его повседневной жизни и в духовном служении. В еще большей степени это относится к рассказам о наших праотцах. И обстоятельства их жизни являются своего рода «указательными знаками», необходимыми в жизненном пути каждого.

В главе «Вайеце» рассказывается об исходе нашего праотца Яакова, сына Ицхака, из страны Израиля и его поселении в Харане. Как он трудился там двадцать лет, женился и родил родоначальников будущих колен Израиля. Заканчивается глава рассказом о возвращении Яакова из Харана в Святую Землю.

Книга «Зогар» обращает внимание на то, как по-разному описывает Тора уход Яакова в Харан и его возвращение оттуда. На пути в Харан он во сне удостоился Божественного откровения: «И вот, Бог стоит над ним...» Предваряют повествование слова: «И пришел он в это место». Когда же речь идет о Божественном откровении Яакову на его пути из Харана, сказано: «И встретили его ангелы Всесильного». В первый раз Яаков должен был прийти, то есть подняться до уровня Божественного откровения, но даже тогда Бог предстал перед ним лишь во сне. Во второй раз ангелы и, как утверждает «Зогар», Сам Всевышний вышли к нему навстречу, и происходило это не во сне, а наяву.

Из этой истории мы можем извлечь для себя урок об особой силе, которая дается человеку, когда он стремится привнести в мир Божественную святость. На каждом из нас лежит миссия выйти из святого места - «из шатров Шема и Эвера», как именуются в Торе центры Учения, в «Харан», где приходится общаться с «Лаваном-арамейцем» - в будничную жизнь с ее повседневными заботами. И все это для того, чтобы высвободить искры святости из обыденных предметов материального мира.

Это нелегкая работа, требующая особой подготовки. Ей должно предшествовать пребывание в «Стране Израиля», символизирующей высшую святость. В этот период не следует растрачивать себя на будничные дела, но посвящать себя всецело лишь Торе - «а Яаков человек цельный, сидящий в шатрах». На этом этапе необходимо вобрать в себя как можно больше святости и знания Торы, как это сделал Яаков, который посвятил начало своей жизни Учению, и даже отправившись в Харан, укрылся на четырнадцать лет в доме учения Эвера.

И уже на пути к исполнению своей миссии Яаков, не рассчитывая на собственные силы, на свои личные качества, молит Бога о помощи для исполнения своей цели. Только после такого рода подготовки он отправляется исполнять свою задачу. Но даже там, будучи погружен в будничные заботы, он не оставляет учение и молитву.

Поступая подобным образом, человек может добиться того, что его будничная жизнь не только не приведет к снижению уровня душевной цельности, а наоборот. Подобно тому, как сказано о Яакове: «и распространился он весьма и весьма» - он удостоился удачи и в материальном, и в духовном плане. Вплоть до того, что по возвращении домой после завершения своей миссии его встречает Сам Творец со Своей свитой - ангелы Всевышнего выходят ему навстречу, чтобы благословить его.
(Из трудов Любавичского Ребе, краткое адаптированное изложение, chabad.org)

«Вы - свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного.» (Матфея 5:14-16)

 
BenhorinДата: Понедельник, 24.07.2023, 07:02 | Сообщение # 389


Группа: Администраторы
Сообщений: 2164
Статус: Offline
«Как же мне одному нести заботы ваши, тяготы ваши и распри ваши?» (Дварим 1:12)
На каждом из нас лежит задача, подобная роли Моше: учить и вести за собой по пути Торы тех, на кого мы в состоянии оказать влияние, да и себя самих. Если вдруг нам покажется непонятным, в силах ли мы нести столь тяжкое бремя ответственности, нужно вспомнить, что когда Моше задал Богу тот же вопрос, Всевышний сразу послал ему практическое решение. Точно так же как Бог снабдил Моше всем необходимым для выполнения его мисси, так же и нам Всевышний дает все необходимые силы и средства для исполнения нашего Высшего предназначения, какой бы трудной и даже обескураживающей нам наша задача ни казалась.
(По материалам ru.chabad.org)

«Вы - свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного.» (Матфея 5:14-16)

«И верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести.» (1-е Коринфянам 10:13)


 
BenhorinДата: Среда, 26.07.2023, 06:50 | Сообщение # 390


Группа: Администраторы
Сообщений: 2164
Статус: Offline
«Да будут слова эти в сердце твоем. И повторяй их сыновьям твоим...»
Несмотря на то, что Раши тяготеет к простому пониманию Торы, в этом месте он объясняет: «сыновья» - это ученики». Смышленный мальчик мог бы спросить: «Если в Торе сказано «и повторяй их сыновьям», то почему я должен каждый день торопиться в хедер и сидеть там весь день вместо того, чтобы позаниматься с «татэ» дома часок-другой?
Раши объясняет: нет, «сыновья» - это ученики, и с ними должен заниматься тот, кто может посвятить этому все свое время.
«Сын» это не только указатель родства, это также высшая степень душевной близости. Говорится в Торе: «Сыновья вы Всевышнему, Богу вашему...» Мы называем Всевышнего Отцом потому, что Он вдохнул в нас особую душу, несущую первозданный свет, а потом стал меламедом (меламед - ‏מלמד‏‎ - «учащий»), который научил всех евреев Торе. А на ней держится весь мир.

С помощью Торы человек может раскрыть в этом мире свою душу, осуществить свой личный план служения Творцу. При этом Всевышний передает Своим сыновьям-ученикам такую силу, которая приподнимает человека намного выше обычного уровня. Об этом кричит пророк Элиша, видя, что Элияу, его учитель, возносится ввысь на огненной колеснице: «Отец, отец, колесница Израиля и всадники его!..»
Слова пророка полны глубокого смысла. Мы знаем, что отец должен сделать все для материального и духовного продвижения своего сына. Наш Отец, Всевышний, является одновременно и нашим Учителем. Он дает нам Тору. Он повторяет и заостряет эти знания, чтобы они были хорошо усвоены. Для этого Он дает правила понимания текста, становясь колесницей, влекущей ученика с той быстротой, на которую тот не способен сам.
Творец может послать нам учителя Торы, который не просто «дает урок», а прилагает все силы, чтобы мы проникли в ее тайны. У родителей не всегда есть силы для такой сложной и тонкой работы, и тогда меламед занимает их место. Откуда он берет силы? Всевышний делится с ним Своей мощью, которая безгранична.
Выводы: если мы случайно встречаем человека, который плохо знаком с Торой, то это совсем не случайно. С этого момента вы - меламед, а он ваш ученик. Неважно, сколько времени продлится ваша встреча - четверть часа, день, или долгие годы. В отпущенный срок вы должны сделать все, чтобы сын-ученик понял, прочувствовал и впустил слова Торы к себе в душу.
Наши мудрецы говорят, что «шалиах», посланник, подобен тому, кто его послал. Сила Бога, свет Бога наполнит вашу душу, и вы почувствуете, как ворота мира начнут раскрываться перед вами.
(Ребе Менахем Мендл Шнеерсон)

«Ибо Я избрал его для того, чтобы он заповедал сынам своим и дому своему после себя, ходить путем Господним, творя правду и суд.» (Бытие 18:19)

«Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя.» (1-е Тимофею 4:16)

«Вы - свет мира.» (Матфея 5:14)


 
Поиск: