תורה - Знатоки Торы
|
|
Benhorin | Дата: Суббота, 12.11.2022, 13:02 | Сообщение # 361 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 2164
Статус: Offline
| Тора не пытается предложить или построить утопию. Она не пытается скрывать суровую правду о жизни и окружающем нас мире. Неутешительный вывод о человеке: «потому что с юности побуждение человека - зло» (Бытие 8:21), содержится на первых страницах Торы, а на последних ее страницах сказано: «вы развратитесь и сойдете с пути». Моше сорок лет трудился в поте лица, но на исходе дней ему приходится признать, что плоды его труда недолговечны.
«В будущем, Господь приведет йецер а-ра - дурное начало и уничтожит его на глазах у праведников и злодеев. Праведникам оно покажется подобным высокой горе, а злодеям - подобным волоску. И те и другие заплачут. Праведники заплачут, говоря: «и как мы только смогли преодолеть такую гору?». А злодеи заплачут, говоря: «и как мы не смогли одолеть этот волосок?» (Талмуд, Сукка, 52а)
Мы проходим через испытания и каждое подобно волоску. Кто-то преодолевает один волосок и сталкивается со следующим. Со временем, их становится столько, что вместе они подобны большой горе. А кто-то застревает на первом этапе. Самое опасное для человека - это опустить руки в тяжелую пору.
(Рав Адин Штейнзальц, «Вечный мир») «Побеждающий наследует все, и буду ему Богом, и он будет Мне сыном.» (Откровение 21:7)
|
|
| |
Benhorin | Дата: Суббота, 26.11.2022, 21:09 | Сообщение # 362 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 2164
Статус: Offline
| Это случится с вами или без вас, верите вы в это или нет. Да, вы можете ускорить это. Но суть в том, что это произойдет в наше время, станете вы в этом участвовать или нет. И будет для вас все хорошо, независимо от того, как это осуществится.
Но спросите себя: «Где я окажусь, когда это произойдет? Стану ли частью этого или мне не придется в нем участвовать?»
(365 размышлений Ребе Менахема-Мендла Шнеерсона) «Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим.» (Евреям 4:1)
|
|
| |
Benhorin | Дата: Среда, 30.11.2022, 20:47 | Сообщение # 363 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 2164
Статус: Offline
| Основная истина состоит в том, что Тора, законы и заповеди ее вечны и неизменны во веки веков и нельзя ни прибавить к ним и ни убавить от них.
(Рамбам, Мишнэ Тора, Законы о царях и о войне 11, 3) «Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все. Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном.» (Матфея 5:18,19)
|
|
| |
Benhorin | Дата: Пятница, 02.12.2022, 19:35 | Сообщение # 364 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 2164
Статус: Offline
| «Чтобы не сказал ты: я ученик мудрецов много учу Тору, а он земледелец мало учит Тору, и потому я лучше его. Учили мы: Приносящий большую жертву и приносящий малую жертву имеют равную заслугу, если и тот, и другой направляют сердце к Небесам.»
(Талмуд, трактат Берахот, 17а) Сравните: «Ныне ваш избыток в восполнение их недостатка; а после их избыток в восполнение вашего недостатка, чтобы была равномерность, как написано: кто собрал много, не имел лишнего; и кто мало, не имел недостатка.» (2-е Коринфянам 8:14,15) Последняя цитата, кстати, взята из рассказа о выпадении манны в пустыне: «И меряли омером, и у того, кто собрал много, не было лишнего, и у того, кто мало, не было недостатка: каждый собрал, сколько ему съесть.» (Исход 16:18)
|
|
| |
Benhorin | Дата: Суббота, 03.12.2022, 12:20 | Сообщение # 365 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 2164
Статус: Offline
| В главе Торы «Ваэтханан» Моше напоминает евреям о дарованиии Торы. Описывая Синайское откровение, он говорит: «Тебе дано было видеть, чтобы знать, что Господь есть Бог, нет другого, кроме Него».
Раскрыв при даровании Торы Свою сущность, которая превыше Творения, Всевышний и нам дал способность преодолевать природные ограничения. Чтобы преодолевать испытания и вызовы, которые нас в жизни постигают, необходимо лишь вспомнить, что «нет другого, кроме Него», то есть ничто не в состоянии создать реальную помеху исполнению Божественной воли, поскольку, если задуматься, абсолютно все является частью сущности Творца.
Регулярно напоминая себе об этом, мы можем возвысить наше духовное сознание до уровня постоянного ощущения присутствия Бога повсюду вокруг нас. А это в свою очередь в состоянии приблизить приход эры Машиаха, когда «раскроется слава Господня, и увидит всякая плоть разом, что изрекли уста Господа».
«И сказал: чему уподобим Царствие Божие? или какою притчею изобразим его? Оно - как зерно горчичное, которое, когда сеется в землю, есть меньше всех семян на земле; а когда посеяно, всходит и становится больше всех злаков, и пускает большие ветви, так что под тенью его могут укрываться птицы небесные.» (Марка 4:30-32)
|
|
| |
Benhorin | Дата: Четверг, 08.12.2022, 15:10 | Сообщение # 366 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 2164
Статус: Offline
| Какими бы разными мы ни были, какими непохожими ни были бы наше прошлое и наша судьба, Тора адресовано каждому из нас и всем нам вместе. В Ней говорится, что человек создан по образу Бога, и это налагает на нас обязанность всю свою жизнь соотносить с данным фактом. Мы должны жить в гармонии друг с другом и совершенствовать этот мир с помощью добродетели, любви и доброты, превращая его в дом для Бога. Каждому человеку и каждому народу уготована своя особая роль и свои особые мицвот, с помощью которых может быть выполнена эта универсальная задача.
(Обретение неба на Земле. 365 размышлений Ребе Менахема Мендла Шнеерсона) «Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос. Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы, — каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть. У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду. А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы из огня. Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» (1-е Коринфянам 3:11-16)
|
|
| |
Benhorin | Дата: Понедельник, 02.01.2023, 10:21 | Сообщение # 367 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 2164
Статус: Offline
| «В начале была Истина» (Берешит) «В начале сотворил Бог...» (Берешит 1:1)
Основная цель Творения была исключительно ради Истины. Объясняют мудрецы, что конечные буквы первых слов Торы (после слова «В начале» = берешит) בָּרָא אֱלֹהִים אֵת образуют слово אמת – Истина. То есть печатью Истины было скреплено Творение Неба и Земли. И все творения - от начала до конца – были созданы исключительно ради этого: чтобы раскрылась Истина. И в книге Зоар приводится, что мир был создан для того, чтобы познали Его Благословенного, то есть - ради раскрытия Истины Творца.
(Ликутей алахот) Главный мост, по которому надо пройти в этом мире – это Истина. Ведь человек должен пройти в этом мире по узкому мосту, и главное – ничего не бояться. А удостоиться того, чтобы пройти по узкому мосту этого мира, можно благодаря Истине. Как говорят в народе, с правдой можно весь мир пройти.
Потому что Истина – основа всего, и весь мир стоит на ней. А все затруднения и препятствия в служении Богу находятся главным образом внутри нас самих. И лучший совет, как их преодолеть – это Истина, которая указует путь к преодолению всех трудностей, как сказано: «Пошли свет Твой и истину Твою: они поведут меня» (Теилим 43:3), и также сказано: «И пойду в истине Твоей» (Теилим 86:11). Ибо Истина – это мост святости, по которому человек проходит над бушующими водами и спасается от всех опасностей.
Это подобно рассечению моря, когда прошли наши предки сквозь море по суше. Они удостоились этого благодаря заслугам праотца Яакова, который олицетворяет собой Истину. Стих Торы (Берешит 32:23): «И перешел (Яаков) переправою через Ябок» Раши комментирует так: «сам сделался мостом». Ведь Яаков олицетворяет собой Истину, которая и есть мост, по которому можно пройти через мир.
«Освяти их Истиною Твоею; Слово Твое есть Истина.» (Иоанна 17:17)
«И познаете Истину, и Истина сделает вас свободными.» (Иоанна 8:32)
|
|
| |
Benhorin | Дата: Четверг, 19.01.2023, 21:09 | Сообщение # 368 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 2164
Статус: Offline
| Чтобы выйти на свободу, человек очень часто для начала должен понять, почувствовать, что он является рабом, и захотеть освободиться. При этом рабство может быть как внешним, так и внутренним. Когда человек, например, чувствует, что он не на своем месте, и не только в обществе, но и в самом себе. Обратите внимание, в начале главы Шмот кроме имен братьев, которые были свободными людьми, нет упоминания никаких имен: «И пошел человек из рода Леви и взял дочь Леви...» (Шмот, 2:1) Потому что у рабов нет имен. Человек не связан со своей сущностью. Это еще и очень больно. Тогда человек прибегает к обезболивающим средствам и впадает в еще большее рабство. Искусственная зависимость – это рабство. Очевидно, что зависимость от наркотиков, алкоголя, беспорядочных связей – это рабство. И, естественно, лудомания, или, если вам привычнее, игровая зависимость. Телевизор, компьютер... И трудоголия – тоже рабство. Ведь чем отличается трудоголик от человека, увлеченного своим делом? Тем, что работой он закрывается от проблем, которые ставит перед ним жизнь. Бегство от реальности посредством фиксации своего внимания исключительно на работе. В состояние рабства ввергает ослепление концепцией национализма, государства. Человек может быть в рабстве неправильных концепций, представлений о жизни, в рабстве незнания. Видов рабства много, на этой бирже, к сожалению, выбор большой, но это тот случай, когда выбор не радует. А одни из самых тяжелых для избавления – это внутренние рабства. Избавление от негативных эмоциональных привычек, от низкой самооценки, от старых обид, до сих пор управляющих нами, от детского и уже неадекватного представления о мире, от непереосознанных стереотипов, и так далее... Все это наш личный Египет, из которого нам обязательно нужно выйти. Вот тут и рождается внутри нас Моше. Моше олицетворяет сфиру נצח - Нецах - Вечность, Победа. Вспомним, что на уровне Нецаха появляется концепция времени. Вещи, явления становятся конечными, но зато и уникальными. Поэтому уникальное влияние какого-либо явления уже остается навечно. Появляется система ценностей и приоритет ценностей. Универсальная система ценностей – это Тора. А человек, максимально интегрировавший Тору, – Моше-Рабейну. Но пока мы еще в самом начале. Гнет Эго еще на максимуме, но процесс Геулы уже пошел. «И было в те дни, и вырос Моше, когда вышел к своим братьям, увидел их тяжкий труд.» (Шмот, 2:11) Спрашивают мудрецы, что это за дни, когда вырос Моше? И отвечают: «Когда вышел к своим братьям и увидел их тяжкий труд». Моше начинает действовать. Моше в нас - это та часть в нас, которая ориентирована на абсолютные духовные ценности, видит наше рабство и готова помочь. Пробыв долгое время вне Египта, Моше оказывается на горе Синай, где и происходит известная всем сцена первого контакта с Творцом у горящего куста. Поскольку все, что есть в Торе, есть в нашем внутреннем мире, эта встреча происходит в каждом из нас. Каждый раз на новом уровне. Что такое горящий куст в нас? «Снять обувь» - уйти от материальности. Мидраш говорит нам, что Творец обратился к Моше голосом его отца, человека любящего и защищающего. Творец открывается Моше своим четырехбуквенным Именем, означающим трансцендентность и доброту. Почувствуйте этот создающий тепло огонь внутри самого себя.
(Рав Ефим Свирский) «Неужели вы не знаете, что, кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, или рабы греха к смерти, или послушания к праведности?» (Римлянам 6:16)
«Истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха.» (Иоанна 8:34)
|
|
| |
Benhorin | Дата: Вторник, 31.01.2023, 13:24 | Сообщение # 369 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 2164
Статус: Offline
| У меня много лет был вопрос: на что рассчитывал фараон, погнавшись за сынами Израиля? Ведь крушение Египта уже привело к Исходу, десять казней даром не прошли. И мой ответ - он рассчитывал на евреев. На их рабскую привычку, на их виденье самих себя. Фараон был уверен, что сам вид «господ» поставит на место вчерашних рабов. И мы видим, что его расчет был не пустым - они не раз проявляли это в пустыне. А урок для нас всех таков: в каждом из нас есть фараон, который хочет «поставить нас на место», и это наши привычки, представления о своих возможностях и о том, кем же мы являемся «на самом деле». Наша задача идти вперед, шаг за шагом, не обращая внимания на преследователей!
(Рав Ишайя Гиссер) «Неужели вы не знаете, что, кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, или рабы греха к смерти, или послушания к праведности?» (Римлянам 6:16)
«Иисус отвечал им: истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха.» (Иоанна 8:34)
«Ибо, кто кем побежден, тот тому и раб.» (2-е Петра 2:19)
|
|
| |
Benhorin | Дата: Вторник, 07.02.2023, 08:20 | Сообщение # 370 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 2164
Статус: Offline
| Рабби Хаим из Цанза, автор книги «Слова Жизни» говорил: есть две горы, избранные из всех гор: гора Синай, на которой Тора дана Израилю, и гора Мория, на которой праотец наш Авраам возложил своего сына на жертвенник, на которой и был построен Храм. Удивительно. Почему Храм не построен на горе Синай, освященной дарованием Торы? Ответ в том, что место, на котором человек уготовил себя в жертву, важнее для Всевышнего, чем место, на котором раскрылась Шехина и где было дарование Торы.
(Рав Алекс Бленд) «Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва.» (Иакова 2:26)
|
|
| |
Benhorin | Дата: Четверг, 09.02.2023, 10:48 | Сообщение # 371 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 2164
Статус: Offline
| О духовном толковании Священного Писания ... Ни в коем случае не допускайте чтобы ваши слушатели забыли, что повествования, духовный смысл которых вы им раскрываете, являются фактами, а не простыми мифами или притчами. Первоначальное значение разбираемого вами текста никогда не должно затемняться потоком вашего воображения; оно должно быть ясным и занимать первостепенное место; применение его к данным обстоятельствам никогда не должно упускать из виду его первоначального значения и даже не отводить его на второй план. Библия - это не сборник умных аллегорий или полезных поэтических преданий. Она учит буквальным фактам и описывает важнейшие по значению события. И пусть ваша глубокая убежденность в этой истине передастся всем вашим слушателям. Это будет действительно ужасно для Церкви, если когда-нибудь с кафедры прозвучат скептические гипотезы о том, что Священное Писание - это только собрание утонченных мифов, в котором крупицы правды плавают в океане поэтических подробностей и воображения.
(Чарльз Гаддон Сперджен, Лекции мои студентам) «Да не отходит сия книга закона от уст твоих; но поучайся в ней день и ночь, дабы в точности исполнять все, что в ней написано: тогда ты будешь успешен в путях твоих и будешь поступать благоразумно.» (Иисус Навин 1:8)
«Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности.» (2-е Тимофею 3:16)
«Освяти их истиною Твоею; слово Твое есть истина.» (Иоанна 17:17)
|
|
| |
Benhorin | Дата: Вторник, 14.02.2023, 09:15 | Сообщение # 372 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 2164
Статус: Offline
| Перед раскрытием Машиаха этот мир погружен во тьму. Каждый в наши дни является «дающим втайне». День за днем он бросает «серебро и золото» в коробку для цдаки, но она запечатана, и нельзя видеть, какое богатство собралось там. Подобно этому нельзя увидеть, сколько света и сколько добра пришло в мир благодаря нашей работе. Только когда Машиах войдет в Свой дворец и сядет на троне, это станет видно всем. А евреи свое: вот тогда и будем радоваться...
Но даже сейчас, среди тьмы, в голову приходят мысли, от которых делается светлее и веселее. Ведь то добро, что раскроется, когда потомок Давида будет сидеть на троне, находится здесь, в материальном мире, уже сейчас. Вспомнишь об этом, и отступает грусть.
Однако тот, кто любит задавать вопросы, может заметить: «Все сокровища еще в мешке, в руках покамест пусто! И мы только в пути... Где же взять силы для веселья?»
Пробудить эти силы нам поможет не совсем обычная вещь - жажда. Когда человек жаждет близости к Творцу, это уже может облегчить его страдания, подарить глоток живой воды. Жажда поднимает нас на ту ступень, на которой мы хотели бы оказаться. Как сказал Баал-Шем-Тов: «Там, где наша воля и желание, там находимся мы сами!..»
Очень важно, чем идущие среди тьмы занимают свои мысли. Давид говорит, обращаясь к Богу: «Я созерцал Тебя в святилище, чтобы видеть силу Твою...» Алтер Ребе откликается: «Хорошо, если так!» Даже если духовный уровень человека невысок и он бредет по пустыне, усталый, без капли воды, стремление к святости поможет ему двигаться, подскажет, куда идти.
Есть что-то похуже жажды: это ее отсутствие. Человек вдруг научился жить в пустыне свободно и весело, не думая о воде. Но вот, задумавшись на минуту, он вскрикнет: «Я не ищу Бога, я забыл дорогу к Нему, и я доволен?!» И тогда горько станет на душе, он начнет молиться, прося Творца о большой милости: дать сердцу понять всю глубину спуска, чтобы как можно скорее начать подъем. Путь его будет нелегок, но в конце концов этот человек окажется в корчме, и развяжет мешок с сокровищами, и увидит Машиаха, сидящего во главе стола.
(Из бесед Любавичского Ребе) «Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей.» (Матфея 25:31)
«Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.» (Матфея 6:19-21)
«В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей.» (Иоанна 7:37)
|
|
| |
Benhorin | Дата: Понедельник, 27.02.2023, 07:41 | Сообщение # 373 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 2164
Статус: Offline
| «В начале сотворил Бог (אֱלֹהִים) небо и землю.» (Бытие 1:1) Имя Его - אֱלֹהִים означает, что Он Властелин и Судья над всем. И таково прямое толкование везде: Господь, Который есть Бог - Властелин и Судья.
אֱלֹהִים - Элоhим - Судья; יהוה - Милосердный. Сказано: «Сотворил Бог - אֱלֹהִים - Судья», и не сказано: «Сотворил Господь - יהוה - Милосердный». Ибо вначале вознамерился сотворить мир на основе строгого правосудия, но увидев, что мир не может так существовать, выслал вперед милосердие и соединил его с правосудием. К этому относится сказанное: «... в день созидания Господом (יהוה) Богом (אֱלֹהִים) земли и неба» [2:4]. «Вот происхождение неба и земли, при сотворении их, в то время, когда Господь (יהוה) Бог (אֱלֹהִים) создал землю и небо.» (Бытие 2:4)
(Раши) «Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив.» (Псалтирь 144:8)
«Милости Господней полна земля.» (Псалтирь 32:5)
|
|
| |
Benhorin | Дата: Среда, 08.03.2023, 08:12 | Сообщение # 374 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 2164
Статус: Offline
| «Славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам.» (Матфея 11:25)
При всем обилии знаний и мудрости сокрытой в Божественном Откровении, Истина, необходимая для нашего спасения, элементарна и проста так, что открыта даже детям.
«Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека.» (Екклесиаст 12:13)
Но при всей простоте, если мы не будем стремиться искать еще больше знания о Боге, то потеряем и то, что имеем. Если мы не прикладываем усилий, чтобы приблизиться к Всевышнему, то начинаем отдаляться от Него.
«Кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что он думает иметь.» (Луки 8:18)
«Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих.» (Откровение 3:15,16)
«Итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби.» (Матфея 10:16)
|
|
| |
Benhorin | Дата: Понедельник, 13.03.2023, 07:58 | Сообщение # 375 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 2164
Статус: Offline
| Жалуясь, мы закрываемся от Творца... «И сказал Бог Моше: "Вот ты покоишься со своими отцами, и поднимется этот народ, и распутно будет служить чужим богам страны, в которую он придет, и оставит Меня, и нарушит Мой союз, который Я поставил с ним; И возгорится Мой гнев на него в тот день, и оставлю Я их, и сокрою Я Мой лик от них, и будет он отдан на растерзание, и найдут его многие злосчастья и беды, и скажет он в тот день: "Не потому ли, что нет моего Бога среди меня, нашли меня эти злосчастья?"» (Дварим 31:16,17) Остановимся на миг здесь! Евреи в беде и спрашивают: «Не потому ли, что нет моего Бога среди меня, нашли меня эти злосчастья?» Казалось бы, вот начало тшувы, и в ответ на шаг к Творцу мы ожидаем Его шаг навстречу. Но ответ ошеломляющ: «А Я совершенно скрою Свой лик в тот день за все зло, которое он сделал, когда обратился к иным богам.» (Дварим 31:18) «И теперь напишите себе эту песню... дабы была Мне песня эта свидетельством о сынах Израиля.» (Дварим 31:19) Судя по реакции Творца, что-то здесь пошло совсем не так. Рав Форман и рав Шапиро приводят комментарии Сфорно. Сказав что «Творца нет среди нас», евреи «забыли» сказать о своих проступках, промахах, которые и спровоцировали ситуацию. А раз так, то это никакая не тшува, а очередная жалоба, претензия. С подпиткой комплекса жертвы. Мне это напоминает аналогичное восклицание в пустыне, когда не было воды и некоторые начали спрашивать: «Так есть Творец среди нас или нет?» (Шмот 17:7) А Творец открыто присутствовал в стане! Тогда тут же напал Амалек... Произошло двойное закрытие (הסתיר אסתיר - hастир астир) лика Творца. Жалуясь, мы закрываемся и создаем еще больше стен. Двойное закрытие – когда человек уже не видит, что он закрыт. Последняя стадия этого процесса – атеизм: человек пускается верить, что Творца нет вообще.
(Рав Ефим Свирский) «Зачем сетует человек живущий? всякий сетуй на грехи свои.» (Плач Иеремии 3:39)
«Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое, любил Господа Бога твоего, слушал глас Его и прилеплялся к Нему; ибо в этом жизнь твоя и долгота дней твоих.» (Второзаконие 30:19,20)
|
|
| |