Святость достигается жизнью среди других людей
|
|
Benhorin | Дата: Понедельник, 19.04.2021, 09:13 | Сообщение # 376 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 2164
Статус: Offline
| Не надо вспоминать неприятные моменты из жизни вашего собеседника, это чревато нарушением запрета Торы.
«Не обижайте каждый товарища своего, и убоишься Всесильного» (Ваикра 25:17). У каждого человека в жизни бывают моменты, которые ввергают его в смятение. Это те моменты, которые он предпочел бы стереть из памяти, а кроме того — из памяти тех, кто видел или слушал происходившее. Это могла быть случайная неосторожная оговорка, сиюминутная неудача, неуместное высказывание. Мы всем своим существом желаем, чтобы такие вещи забывались и стирались из сердца, и очень надеемся, что так и будет.
Однако, интересно отметить: когда мы видим кого-то другого, кто споткнулся, сделал ошибку, повел себя недостойным образом, а теперь он несчастен и пребывает в таком смятении, разве мы отводим взгляд, чтобы не смотреть на него в час его позора? Поступаем ли мы с ним так, как хотим, чтобы поступали с нами? Разве устраняем произошедшее из сердца, стараемся забыть и не вспоминать, и уж тем более не рассказывать и не докладывать об этом никому, не расширять круг знающих и насмехающихся?
Но самое важное: стараемся ли мы не упоминать об этом случае в присутствии человека, с которым он произошел, даже намеком? Речь идет о нарушении запрета из Торы, о котором сказано: «Не обижайте каждый товарища своего», то есть нельзя говорить ближнему слова, которые вызовут у него боль и причинят страдания. В «Книге Воспитания» написано, что человек должен остерегаться, дабы из его уст не прозвучал даже отдельный намек, который причинит боль в сердце ближнего, «поскольку Тора строго относится к обидам, нанесенным словами, поскольку это очень тяжело для сердец людей, и многие люди воспринимают это жестче, чем имущественные потери».
Давайте задумаемся: как было бы чудесно, если бы жизнь проходила в снисходительном обществе, которое не хранит в памяти слабости и неловкие моменты, но дает возможность стереть их, открыть новую страницу и восстановиться! Если каждый примет на себя обязательство не топтать ногами слабости ближнего, их недостатки и промахи, мы все от этого только выиграем, разве нет? Почему бы каждому не начать вести себя таким образом, пока это правило не станет общепринятым для всех?
Более того, мы бы очень хотели, чтобы и на Небесах забывали те неприятные моменты, происходившие с нами, которые мы сами желаем забыть. Каждому, кто будет поступать так с ближним, обещано, что так же поступят с ним свыше, по принципу «мера за меру». Можно ли представить себе большее благо?
В Мишне Авот (2:10) сказано: «Пусть почет твоего товарища будет важнее для тебя, чем твой собственный», и сразу вслед за этим говорится: «Раскайся за день до смерти». В чем связь между этими высказываниями?
Можно сказать, что иногда случается так, что человек видит самую большую ошибку другого, и ему трудно сдержаться, чтобы не посмеяться над ней. Но нужно помнить, что человеку неведомо, когда завершится отпущенный ему срок, и наступит конец его жизни. Он не знает, когда покинет этот мир, поэтому ему нужно раскаиваться в грехах и возвращаться к Творцу каждый день. В тот момент, когда тебе представится возможность посмеяться над другом, подумай, что это, быть может, последнее мгновение, которое тебе постановлено прожить в этом мире. Как же, в таком случае, ты можешь не проявить осторожности в уважении к ближнему?
Рассказывает рав Аарон Твисиг: гаон раби Ихезкель Абрамский — кем же был этот раби Ихезкель? Можно рассказывать о нем бесконечно. Это еврей, который работал раввином во многих городах в разных странах, а приехав сюда, стал главой ешивы Слободка. Он вытерпел страшные страдания в России среди коммунистов, адские муки, которые невозможно описать, и написал двадцать пять частей книги «Хазон Ихезкель» к Тосефте. Умер он в 1976 году, завещав, чтобы во время похорон рядом с ним положили все двадцать пять томов его книги.
Однажды он молился в одном бейт-мидраше, а ведущий молитву там не очень хорошо умел читать. Одну ошибку в тексте община еще может пропустить, но когда тот стал ошибаться снова и снова, народ начал смеяться. Все, кроме раби Ихезкеля. Он продолжал стоять в сосредоточенности и серьезным настроем. По натуре человек в такой ситуации не может сдержаться, но он оставался предельно собранным.
После молитвы один из учеников спросил его: «Учитель наш, глава ешивы, мне все удалось понять, но в таком-то месте, где просто невозможно было сдержаться и не засмеяться, и все действительно разразились смехом, как Вам удалось сохранять серьезность?»
Послушайте же ответ одного из великих мудрецов Израиля и «князя Торы».
Вот что ответил этому ученику раби Ихезкель: «В ту секунду, когда он допустил эту ошибку, и невозможно было услышать это без улыбки, в моей голове промелькнуло высказывание мудрецов: «У того, кто заставляет лицо другого побелеть прилюдно (кто позорит его), нет доли в будущем мире». Я подумал про себя: «Хецкель, Хецкель, ты написал двадцать пять томов комментария к Тосефте, преподавал Тору, так много сделал. Ты был раввином в Лондоне, тебя все любили, ты так много служил Творцу. И все это теперь полетит на свалку? Ничто из этого не вспомнят, поскольку не будет доли в будущем мире?»
В тот момент я представил это высказывание мудрецов у себя перед глазами, и это помогло мне оставаться серьезным, несмотря на все, что делал ведущий молитву. Я думал о том, что здесь происходит».
Очевидно, не каждый из нас таков, как раби Ихезкель Абрамский, но нам важно выучить для себя это правило. Когда один, не дай Бог, вызывает стыд у другого, подумайте, чем это может обернуться для самого позорящего!
«Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки.» (Матфея 7:12)
«Я, Я Сам изглаживаю преступления твои ради Себя Самого и грехов твоих не помяну.» (Исаия 43:25)
|
|
| |
Benhorin | Дата: Суббота, 29.05.2021, 10:21 | Сообщение # 377 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 2164
Статус: Offline
| Наши мудрецы говорят, что Потоп называют именем Ноаха, как сказано у пророка Йешаяу (афтара главы Ноах): «Ведь воды Ноаха это мне» — за то, что он не просил у Всевышнего милосердия о своем поколении, и они были стерты с лица земли.
Это непонятно. Он ведь сто двадцать лет строил ковчег, укорял их, и все было совершенно бесполезно. Ни один из них не присоединился к Ноаху! Откуда было ему знать, что молитва могла бы помочь отменить приговор, вынесенный миру? Видимо, он должен был попытаться. Ведь это вменяется ему в вину – «воды Ноаха».
А мы, сколько бед могли бы сэкономить часы молитвы и взывания к Всевышнему! Кто знает, что там записано на наше имя, что, не дай Бог, вменяется нам в вину?
Когда человек предстанет перед Богом… Был он аврехом, всю жизнь учил Тору, Всевышний был им доволен, и люди были довольны, растил семью в доме Торе, пришел Наверх с выученным на протяжении жизни… А там ему вдруг говорят, что он убил множество людей!
Он – убийца? Да он за всю жизнь и мухи не тронул! Тут какая-то ошибка, наверное, его перепутали с кем-то.
На Небесах нет путаницы. Речь именно о нем!
Ну, он предполагает, может быть, речь идет о том, что он кого-то опозорил, о чем сказано: «Каждый, кто позорит другого перед многими, как будто проливает кровь». Но все-таки это лишь «как будто». Сказано: «Каждый, кто гневается, как будто служит идолам», а гордец – как будто отрицает всю Тору. Но мудрецы пишут, что если сказано «как будто», это все-таки не совсем равно самому греху.
Однако это не однозначное правило. Ведь Тосафот (Сота, 10б) говорят, что в случае позора для ближнего тоже есть закон «лучше пусть тебя убьют, но не нарушишь запрет», а Рабейну Йона пишет, что для человека позор горше смерти, так что здесь есть «пыль» убийства.
Но здесь имеется в виду убийство в самом прямом смысле! Из-за тебя многие умерли! Из-за тебя, да-да! Что-то тут непонятно. Это ведь мир истины, как же ему тут «шьют дело»?
Что ж, открывают перед ним Гемару (Недарим, 40а): «Каждый, кто посещает больного, приводит его к жизни, а тот, кто не посещает – приводит его к смерти». Ведь тот, кто посещает больного, наполняется жалостью к нему и просит Всевышнего о милосердии от всего сердца, и поэтому приводит его к жизни. Если же он не навещает – даже если он молится о нем дома, его молитва не идет из глубины сердца и не оказывает своего действия. Получается, что, игнорируя больного, он привел к его гибели.
Скольких больных ты не посещал, а когда и посещал – не молился, не отменял приговор, не смягчал его, и они умерли – из-за тебя!
Он будет в шоке: «Я? Своей молитвой? Да разве я в силах был смягчить приговор, заменить смерть жизнью? Я же был простым аврехом, что вы от меня хотите!»
Но Гемара-то прямо говорит: «Каждый, кто посещает больного…», «каждый, кто не посещает…» Каждый человек «ведь Ты слышишь молитвы каждых уст народа Твоего Израиля, с милостью»!
Наша молитва в силах спасти другого, а «молитва самого больного лучше, чем молитва других о нем, и она скорее принимается» (Раши, Берешит, 21). Сколько жизни, здоровья, мира, изобилия блага и удачи мы можем принести в свою жизнь благодаря молитве!
«Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов - по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне.» (Матфея 25:31-40)
|
|
| |
Benhorin | Дата: Среда, 30.06.2021, 19:46 | Сообщение # 378 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 2164
Статус: Offline
| Любовь к ближнему и любовь к Всевышнему - это одно и то же. Они зависят друг от друга. «Посредством любви к ближнему любят Всевышнего». Когда я люблю ближнего, я тем самым люблю Всевышнего. Почему? Ибо в каждом человеке есть часть Бога Свыше. И из любви к ближнему, внутреннего содержания в нем, когда я люблю ближнего, то есть, когда я люблю его душу, которая «часть Бога Свыше», само собой, тем самым, любят Всевышнего.
(Рав Ицхак Гинзбург) «Кто говорит: "я люблю Бога", а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (1-е Иоанна 4:20)
«Ибо весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя.» (Галатам 5:14)
«Люби ближнего твоего, как самого себя. Я Господь.» (Левит 19:18)
|
|
| |
Benhorin | Дата: Среда, 30.06.2021, 20:12 | Сообщение # 379 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 2164
Статус: Offline
| Тот, Кто создал день, создаст и пищу на этот день. А тот, кто имеет достаточно пищи на сегодня, но говорит: Что я буду есть завтра? - числится среди маловерных.
(Раби Элиэзера из Модиина) «Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам.» (Матфея 6:31-33)
|
|
| |
Benhorin | Дата: Четверг, 29.07.2021, 10:10 | Сообщение # 380 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 2164
Статус: Offline
| «И приму вас Себе в народ и буду вам Богом, и вы узнаете, что Я Господь, Бог ваш, изведший вас из-под ига Египетского.» (Исход 6:7)
Вот что провозгласил Бог в качестве позитивной цели освобождения из Египта. Используя современную идиому, можно сказать, что Бог хотел создать не «церковную конгрегацию» для поклонения Ему, а народ, нацию, общество. В результате этого освобождения должно было появиться государство, чье существование полностью было бы связано с Богом, строилось и формировалось бы Им и было посвящено Ему. И установлением пасхального жертвоприношения Бог заложил основы этой новой структуры.
Давайте посмотрим, как Бо подходил к строительству такого государства. Люди, с которыми Он его создавал, когда-то были рабами, следовательно, они не обладали идентификацией, собственностью, не имели семей: «Тело раба принадлежит его хозяину» (Кидушин 16а); «Раб не имеет происхождения» (Кидушин 69а); «То, что приобрел раб, становится собственностью его хозяина» (Песахим 88б). Говоря им: «Они должны взять каждый для себя», Бог, на глазах у их хозяев (десятого нисана, за день до наступления тьмы), наделил этих рабов личностными особенностями и собственностью. Своим указом, что личность может «взять» одного ягненка и зарезать его, чтобы его мясом воспользовались и другие личности, из чего следовало бы, что один человек наделяется правом действовать от лица других как в гражданских, так и в религиозных делах, Бог провозглашал, что все равны перед Ним и перед Его Законом. Эту концепцию выражает постановление Талмуда: «Доверенное лицо человека - все равно, что он сам» (Кидушин 41, 42).
Приняв этих людей под Свое покровительство и наделив их личной независимостью и законными правами, Бог, как строитель государства, прежде всего собирает их в семьи. Эти семейные связи являются как восходящими, так и нисходящими. Восходящие: связи, которые объединяют детей с их родителями, даже детей, состоящих в браке и уже имеющих собственных детей, вокруг дедов и прадедов в отчем доме. Нисходящие: связи, объединяющие родителей с их детьми, при которых дети имеют возможность создать собственный дом, где они вновь будут жить для и в своем потомстве, как их родители жили для них и будут продолжать жить в них. Но в этой государственной структуре даже восходящие семейные связи должны основываться на свободной воле, а не на принуждении. Благодаря положению «... и если хозяйство будет слишком малочисленным», Закон допускает самоопределение в системе семьи. «Нельзя зарезать пасхального ягненка от имени взрослого сына или дочери, или от имени раба-еврея, мужчины или женщины, или от имени жены, без их явного согласия» (Песахим 88а).
Закон, наделяющий человека личной независимостью, равенством, правом владеть собственностью, правом сохранять связи кровного родства, свободой выбора, по которому индивидуумы объединяются в отдельные семьи, - вот основа государства, построенного Богом. Однако этот закон, заключая людей в семейную оболочку и защищая от вторжения извне, содержит в себе и некий разделяющий элемент. Что же тогда в еврейском государстве связывает одну семью с другой так, что, объединяясь, они образуют единое, цельное общество? Такой связью, как и в других формирующих государство системах, является идея взаимонеобходимости, цель которой - доказать слабость индивидуума и вырвать его из эгоистической изоляции, внушая мысль, что забота о собственном благополучии включает в себя и заботу о благополучии соседа. Поистине, Божественная система государственного строительства, кроме всего прочего, базируется и на взаимной необходимости; но это та необходимость, которая порождена изобилием, необходимость исполнять свой долг с помощью соседа. «Если же хозяйство будет слишком малочисленным...» Таков закон, который должен построить еврейское государство. Не бедные нуждаются в богатых, а богатым нужны бедные. Пусть тот, чей собственный дом слишком мал, чтобы вместить те благословения, которые послал ему Бог, разыщет соседа, чтобы этот сосед мог дать ему еще души, которые бы пользовались его изобилием и таким образом помогали ему исполнять его долг. Бог может обеспечить бедных и без помощи богатых, но без бедных богатые не могут исполнить своего предназначения. В государстве, созданном Богом, не соображения личной необходимости, а чувство долга, заповедь, объединяет одну семью с другой, соединяя индивидуальности в одну национальную общность. Лишь такое сцементированное общество, на страже которого стоит справедливость и которое связано праведностью, породит формальную национальную структуру, способную вместе со своими лидерами стать «собранием общины Израиля».
Израиль - это национальное общность. עדה (община) означает независимые составные части, которые ответственны за выполнение миссии нации. קהל (собрание) означает власти, которые осуществляют административные функции и руководство.
В этот момент вступления в новую жизнь каждый индивидуум, каждая семья, каждый дом и вся община - и в целом, и каждая ее составная часть, - должны рассматривать себя в своем отношении к Богу как שה (ягненок); каждая составная часть должна посвятить себя тому, чтобы быть «Его паствой», воспринимать Бога, как своего Пастыря, отдаться Его водительству и руководству. С того момента, когда Бог принимает на Себя бремя руководства нами, наше представление о Боге, как о нашем Пастыре, и о нас самих, как о Его пастве, становится основой нашего отношения к Богу и отношения Бога к нам. Нам заповедано ежедневно возносить на жертвенник «одну овцу утром» и «одну овцу в межвечерье». Эти указания символизируют то, как отныне Израиль должен представляться Богу и посвящать себя Своему Богу в начале и конце каждого дня; они представляют собой не что иное, как продолжение и многократное повторение того момента, когда Израиль впервые, как ягненок, отправился по своему пути сквозь историю, отдавшись водительству Бога, Пастыря Израиля.
(Рав Шимшон Рафаэль Гирш) «Но вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет; некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда непомилованные, а ныне помилованы.» (1-е Петра 2:9-10)
«Господь - Пастырь мой; я ни в чем не буду нуждаться.» (Псалтирь 22:1)
«Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец.» (Иоанна 10:11)
|
|
| |
Benhorin | Дата: Вторник, 12.10.2021, 10:10 | Сообщение # 381 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 2164
Статус: Offline
| Баал Шем Тов учил - это говорится несколько раз в Кетер Шем Тов, и еще в нескольких местах, что для того, чтобы быть машпиа (учителем) - все должны стать машпиа, шлухим, посланниками, которые выходят учить Тору другим, всему народу Израиля, для того, чтобы учить. Даже самый великий праведник должен опуститься со своей ступени, чтобы соединиться с простыми людьми. И, когда он опускается, он должен отказаться, принести в жертву, опуститься со своей ступени, для того, чтобы соединиться с народом, со своими учениками, для того, чтобы принести им пользу. Хасидут это «природа благого творить добро». И эта «природа благого творить добро», как есть «мозг властвует над сердцем», так и благая природа сердца. Это как пнимиют (глубина) сердца, которая побеждает также мозг, опуститься. Основное место «ступеней» это в мохин, в мозгу. И нужно опуститься оттуда. Еще более того, еще больше мсирут нефеш и самопожертвования, когда ты опускаешься со своей ступени, и ты пачкаешься. «Каждый, кто занимается испачканным, пачкается сам». И нужно сделать это, нужно быть готовым к этому. Это великое правило Баал Шем Това. Это правило, которое очень важно в нашем поколении. Можно сказать, что в нашем поколении вообще нет достигших духовных ступеней, тем не менее... Все это относительно.
(Рав Ицхак Гинзбург) «Книжники же и фарисеи роптали и говорили ученикам Его: зачем вы едите и пьете с мытарями и грешниками? Иисус же сказал им в ответ: не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию.» (Луки 5:30-32)
«Для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона - как чуждый закона, - не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, - чтобы приобрести чуждых закона; для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых. Сие же делаю для Евангелия, чтобы быть соучастником его.» (1-е Коринфянам 9:20-23)
|
|
| |
Benhorin | Дата: Вторник, 04.01.2022, 18:22 | Сообщение # 382 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 2164
Статус: Offline
| «А кто мой ближний? На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе. Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же.» (Луки 10:29-37)
Коэн и левит прошли мимо... Те, кто должен быть примером, на которых должны равняться остальные. То есть принадлежность одной нации, одной вере, одной общине не является критерием того, кто твой ближний. Пришел на помощь самаритянин... Почему именно самаритянина Йешуа выбрал для описания ближнего? Кто такие самаритяне? Когда десять колен Израиля были изгнаны из Эрец-Исраэль, на их место ассирийский царь поселил другие народы. Поселившись, они продолжили служить своим идолам, за что Всевышний посылал на них львов, которые их убивали. Для решения проблемы ассирийский царь послал одного из священников, чтобы научить переселенцев законам Бога. И хотя они начали служить Всевышнему, но сделали это не от чистого сердца, а исключительно из страха быть съеденными львами. При этом они продолжали строить капища и поклоняться идолам. Они никогда не ассимилировались с евреями и всегда конфликтовали с ними.
«И переселен Израиль из земли своей в Ассирию, где он и до сего дня. И перевел царь Ассирийский людей из Вавилона, и из Куты, и из Аввы, и из Емафа, и из Сепарваима, и поселил их в городах Самарийских вместо сынов Израилевых. И они овладели Самариею, и стали жить в городах ее. И как в начале жительства своего там они не чтили Господа, то Господь посылал на них львов, которые умерщвляли их... И донесли царю Ассирийскому, и сказали: народы, которых ты переселил и поселил в городах Самарийских, не знают закона Бога той земли, и за то Он посылает на них львов, и вот они умерщвляют их, потому что они не знают закона Бога той земли. И повелел царь Ассирийский, и сказал: отправьте туда одного из священников, которых вы выселили оттуда; пусть пойдет и живет там, и он научит их закону Бога той земли. И пришел один из священников, которых выселили из Самарии, и жил в Вефиле, и учил их, как чтить Господа. Притом сделал каждый народ и своих богов и поставил в капищах высот, какие устроили Самаряне, - каждый народ в своих городах, где живут они.» (4-я Царств 17:23-29)
Попробуйте представить себя в подобных обстоятельствах... На вашу родину нападает диктатор, желающий «осчастливить» всех своим правлением, насадить свой «правильный» образ жизни, свои «верные» духовные ценности. В ваш родной город входят оккупационные войска. Ваши дома разрушают и грабят. Детей, мужей, родных, близких убивают. Большую часть оставшихся в живых отправляют в ссылку на принудительные работы. А на место вашего народа заселяют переселенцев, которые живут в ваших домах, на вашей земле, оскверняют все идолопоклонством, при этом кричат, что это вы их ущемляете и мешаете им жить... Можете себе представить, какие отношения были у евреев и самаритян? И тут самаритянина Христос ставит еврею в пример ближнего, которого надо возлюбить, как самого себя...
Близость определяется милостью. Если бы Всевышний смотрел на происхождение, общественные заслуги, правильность соблюдения и понимания доктрин, то никогда не приблизился к нам. Но Он стал нам Близким, когда никто из нас не был этого достоин. «Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками.» (Римлянам 5:8) И мы должны поступать подобно Богу, по подобию Которого созданы. Этот самаритянин, не смотря на то, что на него также могут напасть разбойники, отложил все свои дела, оказал медицинскую помощь, довез на своем осле, хотя при этом ему самому пришлось идти пешком, поселил в гостинице, оплатив все счета и пообещав компенсировать все расходы... «Иди, и ты поступай так же.» (Луки 10:37)
Понятие человечности и милосердия выше национальности, выше религиозных должностей, выше общественного положения, выше происхождения. «Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти; но тот Иудей, кто внутренно таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога.» (Римлянам 2:28,29)
Позволю себе перефразировать эту мысль рабби Шауля для тех, кто считает, что тут речь исключительно про иудеев: «Вот, ты называешься Христианином, и успокаиваешь себя Новым Заветом, и хвалишься Богом, и знаешь волю Его, и разумеешь лучшее, научаясь из Писания, и уверен о себе, что ты путеводитель слепых, свет для находящихся во тьме, наставник невежд, учитель младенцев, имеющий в Библии образец ведения и истины: как же ты, уча другого, не учишь себя самого? Проповедуя не красть, крадешь? говоря: "не прелюбодействуй", прелюбодействуешь? гнушаясь идолов, святотатствуешь? Хвалишься заповедями, а преступлением заповедей бесчестишь Бога? Ибо ради вас, как написано, имя Божие хулится у язычников. Крещение полезно, если живешь по Библии; а если ты нарушаешь заповеди, то крещение твое стало некрещением. Итак, если некрещеный соблюдает постановления Писания, то его некрещение не вменится ли ему в крещение? И некрещеный по природе, живущий в соответствии с Библией, не осудит ли тебя, преступника закона при Новом Завете и крещении? Ибо не тот Христианин, кто таков по наружности, и не то крещение, которое перед людьми; но тот Христианин, кто внутренно таков, и то крещение, которое изменяет сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога.» (Римлянам 2:17-29)
Наш ближний – это каждый, кто нуждается в нашей помощи. «Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон. Ибо заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай чужого и все другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя.» (Римлянам 13:8,9)
«Вы - свет мира... Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного.» (Матфея 5:14-16)
«Если голоден враг твой, накорми его хлебом; и если он жаждет, напой его водою: ибо, делая сие, ты собираешь горящие угли на голову его, и Господь воздаст тебе.» (Притчи 25:21,22)
«Если найдешь вола врага твоего, или осла его заблудившегося, приведи его к нему; если увидишь осла врага твоего упавшим под ношею своею, то не оставляй его; развьючь вместе с ним.» (Исход 23:4,5)
«А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный.» (Матфея 5:44-48)
|
|
| |
Benhorin | Дата: Понедельник, 10.01.2022, 14:00 | Сообщение # 383 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 2164
Статус: Offline
| Реальность Будущего мира уже сегодня Понятие «тьма» мы находим у мудрецов, когда они дают определение этому миру: «Приведи тьму – это наш мир, подобный ночи». Давайте задумаемся, каково определение этого понятия. Человек заходит в бейт-мидраш посреди ночи, и ищет книгу. Электричество выключено, и луна не светит в окна. Внутри царит полная тьма. Человек начинает ощупывать стены и не может найти нужную книгу. Будет ли верным сказать, что из-за того, что в помещении – полная тьма, все книги вылетели в окно, и их теперь просто нет? Конечно же, это не так. Книги на месте, они у него перед глазами точно так же, как и днем, но он просто не видит их. На самом же деле они здесь, перед ним. Отсюда мы можем сделать вывод, что различие между тьмой и светом не в том, существует вещь или нет. Все, что есть при свете, есть и во тьме. Разница лишь в человеке: в темноте он ничего не видит. Этот мир – «тьма», а будущий мир – «свет». Истина в том, что Будущий мир уже находится здесь, он раскрыт перед нами. Вся разница между этим миром и Будущим в том, что в Будущем мире человек видит истину, а здесь, в этом мире, тьма скрывает от него истину.
Вся суть Будущего мира – это единство Всевышнего, и на самом деле единство Всевышнего уже сейчас «раскрыто» перед нашими глазами. Реальность Творца, благословен Он, «Чья слава наполняет всю землю», это самая открытая человеку вещь.
Ведь когда мы видим перед собой огромную роскошную люстру, висящую в центре синагоги, нам очевидно, в силу здравого смысла, что кто-то повесил ее там. Более того – мы понимаем, что этот кто-то не был инвалидом или парализованным, поскольку, чтобы повесить люстру, требуется сила и определенные способности. Мы можем также сделать вывод, что этот человек имел некое образование электрика.
Если так обстоят дела с одной-единственной люстрой, то насколько ясны вещи, когда мы смотрим на этот мир, и пытаемся понять, кто создал солнце, кто «повесил» звезды. Точно так же – если мы смотрим на тело человека, поражаемся, как сложно устроен глаз, мозг и т. п. Ведь эта реальность доказывает невероятное величие Творца и просто обязывает признать нашу незначительность перед Ним.
Тем не менее несмотря на то, что реальность Творца настолько явна и доказана, все равно есть люди, погруженные во «тьму» – они не ощущают себя находящимися под личным наблюдением Творца, что их пропитание и заработок приходят только от Него и т. п.
Я собственными глазами видел одного еврея, который, едва закончив утреннюю молитву, сразу же после «Кдуши» в повторении молитвы ведущим, выскочил из синагоги, схватил ящик с инструментами, сел в машину и помчался за заработком...
А ведь на самом деле это очень странное поведение! У мира есть Творец, управляющий всеми творениями. Человек просто не имеет возможности заработать что-то без Всевышнего, но и больше того, что Тот решил дать ему, он не получит, неважно, будет ли трудиться тяжело или нет. Усилия в заработке – это лишь «штраф», наложенный Всевышним после греха Первого Человека, и, хотя следует выполнять условия этого «штрафа», зачем бежать, как полоумный? Однако во тьме нашего мира и эта простая истина скрывается от глаз людей!
В книге «Ховот а-Левавот» приводится история об одном праведном еврее, который отправился в морское плавание, чтобы добыть пропитание. Когда он прибыл в чужую страну, один из местных жителей спросил его, какому богу он поклоняется. Еврей стал описывать величие Творца, в Которого он верит и Которому служит. Посмотрел на него тот человек и сказал: «Твои деяния противоречат твоим словам. Ты сказал, что твой Бог велик и всемогущ? Зачем же ты тогда отправился в дальний путь за заработком, разве твой Бог не мог дать тебе пропитание там, где ты живешь?» Тот еврей почувствовал страшный стыд из-за этого вопроса, и тут же отправился домой, чтобы найти заработок там. А что было с этим евреем до этого? Он был погружен во «тьму» этого мира, тьму, скрывающую единство Творца во всем творении. Вопрос нееврея позволил ему увидеть свет истины.
«Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан.» (1-е Коринфянам 13:12)
«Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им. Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны.» (Римлянам 1:19-20)
«Теперь послушайте вы, говорящие: "сегодня или завтра отправимся в такой-то город, и проживем там один год, и будем торговать и получать прибыль"; вы, которые не знаете, что случится завтра: ибо что такое жизнь ваша? пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий. Вместо того, чтобы вам говорить: "если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое"» (Иакова 4:13-15)
|
|
| |
Benhorin | Дата: Среда, 12.01.2022, 08:56 | Сообщение # 384 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 2164
Статус: Offline
| Хесед - חסד - милосердие Нужны ли нам добрые дела? Когда мы заняты своими проблемами, спешим куда-то, сталкиваемся с личными неудачами, куда здесь вписать хесед? На самом деле, понаблюдав за собой даже в течение сложного и загруженного дня, вы обнаружите, что добрые дела так или иначе присутствует в вашей жизни. Например: - придержали кому-то дверь при входе в метро? - выполнили свою работу так, что человек, зависящий от нее, остался доволен? - одолжили приятелю денег? - презентовали что-то приятное близкому человеку без повода? - выслушали друга и постарались ему помочь, когда он в этом нуждался? Все это - хесед.
И как же это влияет на человека? В каждом из нас заложен большой потенциал, который можно развивать и далеко продвигаться по духовному пути, однако для совершения этого пути, с нами обязательно должен быть хесед. Множество людей поднялись от отчаяния к счастью, сделав себя дающими, хотя сами в этот момент испытывали трудности. Добрые дела дают человеку силы в его преодолении неприятностей, заряжают его и раскрывают внутренний свет, даже если прямо сейчас его окружает тьма.
Хорошо, а выходит ли это за рамки одного человека? Совершая добрые дела мы не всегда можем представить масштаб, который затронули своими действиями. Допустим, вы уделили внимание незнакомому человеку в момент его нужды, выслушали проблему, оказали посильную помощь, которая могла не разрешить все обстоятельства. Казалось бы, о каком сильном влиянии здесь идет речь? Однако! Вы поделились подлинной заботой. И незнакомец уходит согретым, с теплым чувством, с силами продолжать путь, встречать завтрашний день. «Мир был основан на хеседе.» (Хафец Хаим)
«Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви.» (Римлянам 13:8)
«Вы - свет мира... Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного.» (Матфея 5:14-16)
|
|
| |
Benhorin | Дата: Среда, 12.01.2022, 09:04 | Сообщение # 385 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 2164
Статус: Offline
| Рамбам пишет, что при погружении в микву, человек обретает чистоту, не находясь в воде, а когда выходит из миквы. Из этого закона мы учим важный урок: если целый день посвящать изучению Торы и молитвы, нельзя быть уверенным что полностью избавился от зла. Настоящая проверка наступает, когда сталкиваешься с трудностями повседневной жизни. Умение оставаться преданным Торе невзирая на трудности и испытания, свидетельствует насколько человек очистился от зла и осознал, что все зависит только от Бога.
«А ты пребывай в том, чему научен и что тебе вверено, зная, кем ты научен. Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса. Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен.» (2-е Тимофею 3:14-17)
«Да не отходит сия книга закона от уст твоих; но поучайся в ней день и ночь, дабы в точности исполнять все, что в ней написано: тогда ты будешь успешен в путях твоих и будешь поступать благоразумно.» (Иисус Навин 1:8)
|
|
| |
Benhorin | Дата: Понедельник, 17.01.2022, 15:48 | Сообщение # 386 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 2164
Статус: Offline
| Искать, не теряя надежды... Интересно проанализировать жизнь и подход к служению Творцу наших двух праотцев - Авраама и Ицхака. Они шли разными путями, в определенном смысле даже противоположными. Оба были преданы Всевышнему душой и сердцем, оба несли весть о Нем везде, но делали они это по-разному.
Авраам был странником, переходил с одного места на другое и когда жил в земле Кнаанской, и за пределами ее, чтобы распространить в мире знание о Едином Боге. Как свидетельствует Талмуд, «вкладывал Авраам Имя Божье в уста каждого проходящего», проявляя чудеса гостеприимства и с щедростью благодетельствуя. В этом проявлялось сущностное свойство Авраама - хесед (милосердие), смысл которого - одаривать других.
Иначе вел себя Ицхак: он никогда не покидал пределы страны Израиля, и его важнейшим духовным качеством была гвура (строгость), смысл проявления которой - возвышение, подъем (в отличие от качества хесед, проявляющегося в ниспослании блага «сверху вниз»). Это проявлялось и в том, что Ицхак откапывал колодцы, тем самым раскрывая источники живой воды, скрытые в земле, и поднимая их наружу. Он не приводил воду из другого места, но, удаляя слои песка, глины и камней, раскрывал, что это пустынное место само скрывает в себе живую воду.
В отличие от Авраама, который приносил, привлекал святость в этот мир, Ицхак открывал святость, скрытую в самом мире. Он учил людей приходить к Божественной истине своими силами, в результате собственных размышлений.
На своем жизненном пути мы должны пользоваться примерами обоих праотцев. У Авраама следует учиться тому, как принести в мир святость, свет Торы и ее заповедей. Когда мы встречаем другого человека, надо приложить все усилия для того, чтобы открыть ему Божественную истину. Но лишь этого недостаточно. Необходимо научиться у Ицхака «откапывать колодцы» - находить добро, скрытое в каждом человеке. Не стоит довольствоваться тем, что мы научили ближнего чему-либо. Необходимо открыть в нем веру, искры святости, в нем самом присутствующие.
Пример Ицхака учит нас тому, как надо относиться к тем, кто выглядит со стороны, на первый взгляд, «песком, глиной и камнями», грубыми, невежественными, неотесанными людьми. Стоит только копнуть, и в них обнаружится источник живительной влаги, добро, вера и любовь к ближнему. Надо только удалить внешний слой глины и обнаружить этот источник - чистую душу, которая есть у каждого.
Кто-то скажет: «Я уже пробовал "копать" не однажды - ничего не получилось, ничего хорошего я не обнаружил». Вспомним рассказ об Ицхаке, который не отчаивался даже тогда, когда филистимляне закапывали выкопанные им колодцы. Так же и мы не в праве махнуть рукой на другого. Что бы там ни было - нужно продолжать копать, и искать скрытые искры добра. Не надо отчаиваться!
«И сказал сию притчу: некто имел в винограднике своем посаженную смоковницу, и пришел искать плода на ней, и не нашел; и сказал виноградарю: вот, я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице и не нахожу; сруби ее: на что она и землю занимает? Но он сказал ему в ответ: господин! оставь ее и на этот год, пока я окопаю ее и обложу навозом, - не принесет ли плода; если же нет, то в следующий год срубишь ее.» (Луки 13:6-9)
|
|
| |
Benhorin | Дата: Вторник, 25.01.2022, 09:13 | Сообщение # 387 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 2164
Статус: Offline
| Для добрых дел злодея и для нехороших дел праведника, в качестве меньшинства, существует этот мир с его успехами и бедами. В нем получит злодей воздаяние за меньшинство заслуг, которые у него есть, в виде успехов в этом мире; а праведник — наказание за свои грехи в виде страданий. Таким образом суд приобретет общую цельность, и останется для Будущего мира то, что подобает этому совершенному состоянию. А именно, что останутся только праведники без примеси злодеев среди них, и в них (праведниках) самих не будет препятствий (то есть грехов) для будущего наслаждения; а злодеи будут отвергнуты и исчезнут без того, чтобы остались у них какие-либо претензии.
(Дерех аШем) «И вот, эти нечестивые благоденствуют в веке сем, умножают богатство. Так не напрасно ли я очищал сердце мое и омывал в невинности руки мои, и подвергал себя ранам всякий день и обличениям всякое утро? Но если бы я сказал: "буду рассуждать так", - то я виновен был бы пред родом сынов Твоих. И думал я, как бы уразуметь это, но это трудно было в глазах моих, доколе не вошел я во святилище Божие и не уразумел конца их.» (Псалтирь 72:12-17)
«Сын мой! не пренебрегай наказания Господня, и не унывай, когда Он обличает тебя. Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает. Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец? Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы незаконные дети, а не сыны.» (Евреям 12:5-8)
«Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак будь ревностен и покайся. Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною.» (Откровение 3:19,20)
|
|
| |
Benhorin | Дата: Понедельник, 21.03.2022, 16:43 | Сообщение # 388 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 2164
Статус: Offline
| Человек помещен на землю ради непростой миссии — уподобляться Творцу: «Идти по Его путям и прилепиться к Нему.» (Дварим 11:22) Больше ни от кого на земле этого не ожидают. Только человек должен стремиться к Божественности, потому что только он способен на это, ибо лишь он сотворен по образу Бога. Высокая задача человека — искать в себе этот элемент Божественности и усиливать его, подражая путям Творца. Хесед - добрые дела - один из Его путей.
Чтобы уподобляться Творцу, человек должен понимать Его природу. Знание о Творце ограничено тем, что человек способен наблюдать о Нем в этом мире. Он Творец, Целитель, Судья, Защитник, Утешитель, Дающий и Поддерживающий всю жизнь. «Он дает хлеб всякой плоти», — говорит Теилим 136:25. Все творение поддерживается рукою Творца, от амебы до слона все получают пропитание и защиту от Его руки. Поэтому проще всего человеку поступать как Творец, давая и заботясь о других. Чем больше он выражает свое желание делать добро, тем точнее отражает Его образ.
Тот, кто считает, что хесед — это нечто сверх требуемого, что его можно и не делать, скрывает и разрушает в себе образ Бога. Он свергает себя с пьедестала, на который Всевышний водрузил человечество, и помещает себя среди массы тварей, кишащей на земле. Он не только теряет из вида образ Творца в себе, но перестает его видеть в других. Кто видит других людей как образы Бога, естественно любит и уважает их, что, в свою очередь, вызывает у него желание им помогать. Человек, любящий хесед, — это человек, который понимает истинное величие человека и Источника всего величия.
Когда сегодня сделаете кому-то хорошее дело, напомните себе, что в вашем поступке было подобие Творцу!
(На основе перевода Гедальи Спинадель книги Хафец Хаима «Любите делать добро», toldot.com) «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного.» (Матфея 5:16)
«Чтобы вам быть неукоризненными и чистыми, чадами Божиими непорочными среди строптивого и развращенного рода, в котором вы сияете, как светила в мире.» (Филиппийцам 2:15)
|
|
| |
Benhorin | Дата: Среда, 23.03.2022, 18:23 | Сообщение # 389 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 2164
Статус: Offline
| Почему мы нуждаемся в любви? В известном смысле все мы отклоняемся от нашего истинного «я». Рождение – это начало путешествия души, посланной из ее Божественного источника жить в неестественном состоянии, в материальном мире. На протяжении всей своей жизни мы стремимся воссоединиться с собственным «я», со своим источником. Мы ищем в себе нашу душу, Божественную искру.
То, что мы называем любовью, на самом деле является поисками Бога. Многие этого не понимают. Потребность любить, быть любимыми в действительности есть потребность преодолеть свое физическое «я» и соединиться с нашими душами. Поэтому обладание в известном смысле другим человеком должно быть тем же, что и любовь к Богу. И наоборот. Человек, который якобы любит Бога, но не может любить другого человека, не любит и Бога. А тот, кто любит другого человека, но не испытывает любви к Богу, в конце концов обнаруживает, что называемое им любовью оказывается ограниченным определенными условиями, эгоистичным. Очевидно, что подобная любовь не является истинной.
Эти два типа любви (эгоистичная и неэгоистичная) диаметрально противоположны друг другу.
В случае эгоистичной любви должно выполняться условие понимания ваших потребностей. Если это условие не выполняется, выбранный человек отвергается и начинаются поиски другого. На первый взгляд, это можно считать справедливым, но такая любовь обязательно окажется непостоянной. Если человек, которого вы любите, просит помощи, естественно оказать ее. Но цена этой любви может стать слишком высокой, вы чувствуете, что отдаете больше, чем получаете, и можете перестать любить. Рано или поздно вы сталкиваетесь с гораздо большими неудобствами и затруднениями, чем вам хотелось бы переносить ради другого человека.
Неэгоистичная любовь предполагает состояние, когда человек поднимается выше собственных потребностей. Она выходит из своего ограниченного мира в соединении с душой другого человека, а следовательно, с Богом. Если любовь возвышенна, вы вместе с любимым человеком достигаете наиболее высокого уровня духовности, вы достигаете Бога. При такой любви не существует условий, не формулируются постоянно по-новому желания и потребности.
Ограниченная выдвигаемыми ею условиями, которые не выполняются, эгоистичная любовь исчезает. Неэгоистичная любовь постоянна и неизменна. Как правило, ограниченная условиями любовь означает забвение одной личности или подчинение ее другой вместо слияния двух личностей в одну. В этом случае любовь господствующей личности подавляет любовь подчиненной личности.
Ограниченная условиями любовь не стимулирует роста личности, ибо она является выражением временной потребности, которая в данный момент удовлетворяется. Подобно тому как человек испытывает чувство голода через несколько часов после приема пищи, тот, кто любит на определенных условиях, постоянно нуждается в новых заверениях в преданности, проявлениях заботы и благосклонности.
Не ограниченная условиями, возвышенная любовь составляет основу роста человека. Она всеобъемлюща. Она расплескивается во все стороны и влияет не только на ваши неотложные потребности, но и на все ваше «я». Такая любовь делает вас способным отказаться от собственных эгоистичных желаний ради любимого человека.
Ограниченная теми или иными условиями любовь занимает в вашей жизни определенное место, тогда как не ограниченная никакими условиями она является неотъемлемой частью всего вашего существования. И, наконец, она служит инструментом, с помощью которого вы учитесь познавать высшую реальность – Бога.
Любовь – это основание, на котором построен наш мир. Все наши законы, взаимоотношения, воздействия друг на друга обусловлены одним и тем же принципом. На любви основаны цивилизованность и мораль. Без любви невозможно было бы жить в мире друг с другом, уважать потребности другого и относиться ко всем с тем же сочувствием, которое мы сами хотели бы получить от других.
... Однажды мальчик обратился к раввину с вопросом, почему у человека два глаза, а не один, подобно носу и рту. «Левым глазом ты должен смотреть на себя, чтобы видеть, как ты можешь совершенствоваться, – ответил раввин. – А правый глаз дан тебе для того, чтобы с любовью смотреть на других и всегда видеть их лучшие качества».
(«К жизни полной смысла», Раби Менахем Мендел Шнеерсон) «Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь.» (1-е Иоанна 4:8)
«Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает.» (1-е Коринфянам 13:4-8)
|
|
| |
Benhorin | Дата: Понедельник, 04.04.2022, 13:28 | Сообщение # 390 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 2164
Статус: Offline
| Меня спросили, почему я перевожу רחמים - рахамим, как сострадание и сочувствие, а не как жалость. Кроме известного выражения, что жалость унижает человека, вот хорошее определение, что я нашел в сети: «Жалость унижает тех, кого ты жалеешь. Жалость не несет в себе никакого прогресса и ничем никому не помогает... Объект жалости воспринимается как «жалкий», то есть униженный в своем несчастном положении, но вместе с тем ценный». «Жалость — чувство унижающее: и того унижающее, кто жалеет, и того, кого жалеют». Вот и ответ. Сострадание и сочувствие - это страдать вместе с другим, чувствовать вместе с ним.
(Рав Шломо Кочубиевский) «Кто изнемогает, с кем бы и я не изнемогал?» (2-е Коринфянам 11:29)
|
|
| |