משפחה - Семья, муж и жена, дети...
|
|
Benhorin | Дата: Вторник, 04.05.2021, 12:07 | Сообщение # 91 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 2150
Статус: Offline
| В вопросах отношений супругов кто главный? Чей голос решающий? Или ни у кого нет контрольного пакета и все 50 на 50? Можно ли сказать, что жена должна быть покорной или послушной мужу, или это недопустимо с точки зрения Торы?
Давайте рассмотрим семью как некую компанию, активы которой принадлежат обоим супругам. Для процветания компании нужен отлаженный механизм взаимодействия, основанный на способности к компромиссному диалогу. Каждый работник должен отвечать за свою сферу. И обязательно есть лидер — глава компании, не только имеющий право решать значимые вопросы, но и несущий ответственность за последствия своих решений. В семье умение руководить необходимо, и главой является тот, кто больше влияет на принятие решений. И авторитет в доме приобретается так же — через принятие на себя ответственности и обязанностей перед близкими.
Борьба за влияние в семье — это вечная тема. Мы знаем разные семейные модели. Например: явное или скрытое лидерство свекрови или тещи; или влияние детей, когда все члены семьи потакают их желаниям. Даже домашние питомцы могут играть главную роль в нездоровой семье, где все подчинено заботе о них. Такие «военные игры» еще не сделали счастливой не одну семью. В них нет победителей, а только проигравшие — на фоне разрушенного мира в доме.
Отвечая на вопрос, кто главный в еврейской семье, нужно выяснить, что главное в семейных отношениях.
По-простому, общая цель супругов заключается в достижении духовного и материального благополучия семьи. В браке главное — стремиться сделать счастливым другого. Такие отношения между мужем и женой способствуют установлению крепкой эмоциональной связи. Когда такая связь есть, каждый чувствует себя нужным, компетентным, чувствует, что его признают, любят и уважают. Строительство крепкой семьи — это искусство и труд.
В еврейской системе ценностей важно распределение обязанностей между супругами. Мужчина несет ответственность за материальное положение семьи. В его ведении также — практические аспекты законов Торы, то есть то, что определяет общий духовный путь семьи. Все это — зона ответственности мужчины.
Женщина в большей степени отвечает за внутреннее благополучие еврейского дома: обустройство быта, поддержание душевной, теплой атмосферы в семье. Как правило, именно женщина закладывает духовные основы для будущего поколения.
Подчеркнем, что в каждой семье распределение обязанностей складывается по-разному, и не стоит каждый раз сверяться, насколько устройство Вашей семьи соответствует устройству других семей. Соответствуйте себе. Нередко привычные роли могут меняться. Умение приспосабливаться к изменчивым реалиям — признак человеческой зрелости. Взрослые люди могут открыто и уважительно разговаривать друг с другом, пытаясь найти оптимальные пути решения проблем на благо всей семьи.
Например, иногда муж «не приспособлен» к ведению бюджета и не горит особым желанием это делать, а у жены общаться с финансовыми институтами получается лучше. В таком случае, безусловно, не стоит мужчине заставлять себя, чтобы только поддерживать соответствие семьи определенной модели. Или бывает, что жена не уделяет время готовке, как это принято, а муж и умеет, и любит хозяйничать на кухне. Меняться местами ради воплощения стереотипов, конечно же, не стоит. Нужно просто договариваться, чтобы понимать, кто за что отвечает.
Каждый вопрос решает тот, в чьем ведении он находится. Меньше конфликтных ситуаций возникает в той семье, где основные функции распределены между супругами и каждый решает задачи в своей области, учитывая при этом потребности, чувства и интересы другого. Очень важно супругам организовать такое доброжелательное обсуждение проблем, при котором каждый озвучивает своё видение ситуации и прислушивается к другому, чтобы найти наилучший вариант решения.
Жена обращает внимание мужа на значимые моменты. Муж как лидер и глава семьи рассматривает варианты, принимает итоговое решение и обеспечивает выполнение актуальных задач. Семейные отношения не стоят на месте. Они либо развиваются, либо разрушаются.
Наши мудрецы говорят: «Какая жена — праведная? Та, что исполняет волю мужа» (Тана дэ-Вэй Элияу Рабба 9). И еще сказано: «Муж должен любить жену, как себя, а уважать больше, чем себя» (Йевамот 66 б). Мудрая жена идет за своим мужем, доверяя ему. Мудрый муж при этом принимает на себя ответственность за душевное состояние жены.
Для того чтобы следовать такой модели семейных отношений, важен не только вопрос «кто главный в отношениях?», но и «что главное во мне?». Почему в данной конкретной ситуации я хочу настоять, чтобы решение было принято именно в соответствии с моим пониманием проблемы? Что движет мною внутри: искреннее желание блага всей семье или удовлетворение эгоистических потребностей? А может, желание подчинить близкого человека и самоутвердиться за его счет, показать свою доминантность? Если я уступлю или настою на своем, что мы потеряем и что приобретем в наших отношениях?
Вы спрашиваете: «Можно ли сказать, что жена должна быть покорной или послушной мужу, или это недопустимо с точки зрения Торы?»
Важно помнить, что ни для мужчины, ни для женщины недопустимо искать в Торе легитимацию своего эгоизма и нарциссизма. Никому не положено уважение за одну только половую принадлежность. Тора наделяет каждого правами и обязанностями. Да, Тора предоставляет мужу определенные права в семье. Но только такому, который принимает на себя и все обязанности по отношению к жене — любит, заботится, оберегает, дает ощущение ее единственности, чувство уверенности и надежности.
Надо быть таким мужем, который достоин «покорности и послушания», а не выклянчивает их, обижается и сердится, если считает, что ему не оказывают достаточного уважения и не слушаются так, как ему хотелось бы.
Безусловно, в начале семейных отношений, когда люди только начинают узнавать друг друга, каждый выдает другому своеобразный кредит доверия и предоставляет ему главенствующее право решения определенных вопросов. Но кредит — всегда на время, и его надо возвращать. Через какое-то время каждый будет смотреть, оправдывает ли его партнер оказываемое ему уважение, насколько заслуживает предоставленных ему привилегий...
Реальность такова, что если мужчина не ведет семью, не дает жене ощущения любви и востребованности, духовной наполненности, а жена — и с детьми, и зарабатывает, и убирается, и готовит... то, увы, проблемы неизбежны.
Мы сказали, что у каждого в семье есть права и обязанности. Они всегда идут вместе. Одно неотделимо от другого. Невозможно пользоваться только правами и привилегиями, не выполняя обязанности. И наоборот — долго не продержишься, если только и делаешь, что выполняешь обязанности, не получая ничего взамен.
Рано или поздно терпение лопнет, и, увидев, что одна сторона только требует, не отдавая, другая обязательно выскажет свое недовольство. В большинстве случаев проблема возникает тогда, когда один считает, что ему недодали, и как следствие вкладывается меньше, а другой — что недополучил, и в итоге тоже отдает другой стороне меньше.
У двух эгоистов, которые привыкли больше брать, мало что получится. Недаром еврейские мудрецы обратили наше внимание на тот факт, что на святом языке слово «любовь» — «аhава» (אהבה) связано с корнем «hав» (הב), означающим «отдачу».
Если оба способны отдавать друг другу, не предъявляя претензий и не подводя всякий раз баланс, кто сколько дал, — это идеальная модель отношений, которая выстраивается не за один год СОВМЕСТНОЙ работы. Это и есть истинная любовь, которая отдает и не требует взамен (так как знает, что не будет обманута). Тора раскрывает нам, как достичь такого уровня, но это колоссальный труд.
Сказанное верно для любой семьи, как в светском, так и в религиозном обществе.
Мы можем сколько угодно говорить о важности изучения Торы, но если эта заповедь не исполняется как должно и не приносит ощущение гармонии, не наполняет семью радостью и не дает утешения, то постепенно бытовые проблемы выйдут на первый план.
Безусловно, это не дается легко и сразу. Это многолетний процесс. Гармония не приходит с первых дней. У всех семей бывают разные периоды, но если в проблемных ситуациях у людей есть хотя бы желание строить, искать выход, мириться, уважать, обращаться за помощью и советом, упорно работать над собой и помогать друг другу, то постепенно дом будет построен и обретет надежную опору.
Шхина поселится в семейном шатре, а супруги смогут научить этому своих детей. Они будут учить не тому, как требовать от другого, а как отдавать другому. Муж будет учить сыновей, как стать таким человеком, рядом с которым жена будет соответствовать идеалу, о котором говорят мудрецы: будет любить мужа и исполнять его волю. А жена — учить дочерей, как стать той, рядом с которой муж будет соответствовать идеалу, о котором говорят мудрецы: будет любить жену как себя, а уважать больше, чем себя. Как они этому научат своих детей? Своим примером.
Когда мы избавимся от эгоистического ощущения, что нам должны все, а мы — никому, тогда начнем из себя что-то представлять. И не надо тешить себя иллюзией, что кому-то что-то полагается, ибо так заведено.
Мужчина должен быть опорой, давать женщине чувство надежности и спокойствия, ощущение, что ее любят. И тогда он не будет тем, с кем ВЫНУЖДЕНЫ жить, а станет тем, с кем ХОЧЕТСЯ жить и кого ХОЧЕТСЯ уважать и слушаться.
«В начале же создания, Бог мужчину и женщину сотворил их. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью; так что они уже не двое, но одна плоть.» (Марка 10:6-8)
«Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя.» (Ефесянам 5:28)
«Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее.» (Ефесянам 5:22-25)
|
|
| |
Benhorin | Дата: Понедельник, 07.06.2021, 13:04 | Сообщение # 92 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 2150
Статус: Offline
| В Мишне (Нэдарим 66а) рассказано: один юноша не хотел жениться на достойной девушке, которая подходила ему во всех отношениях, из-за одной «маленькой» проблемы... девушка была уродлива. Чтобы родные не пытались убедить его жениться на ней, невзирая на «маленькую проблему», юноша дал обет — не заключать этот брак.
Однако, видя, насколько она достойный человек, юноша пожалел, что связал себя таким обетом. Он пришел к своему дяде раби Ишмаэлю с вопросом, можно ли снять обет. Закон гласит: снять обет можно только в случае, если он был дан ошибочно. Это означает: тот, кто дал обет, не знал в тот момент каких-то очень существенных деталей (либо не осознавал).
Что же сделал раби Ишмаэль? Поручил своим домочадцам нарядить девушку в прекрасные одежды и украсить драгоценностями. Затем показал ее юноше и спросил: «Можешь ли ты теперь утверждать, что она безобразна?» Увидев ее в прекрасном наряде и украшениях, юноша ответил: теперь он видит — она не безобразна. Более того, теперь он видит — она красива! Рассказывает Мишна, что заплакал тогда раби Ишмаэль и сказал: «Прекрасны дочери Израиля, но бедность безобразит их».
Еврейская религия приветствует все, что служит улучшению отношений между мужем и женой и укреплению связи между ними, и поощряет использование средств, которые приводят к усилению их взаимной симпатии. Такими средствами являются, среди прочего, и женские украшения, и красивая одежда, и парфюмерия, и косметика.
Их использование не только укрепляет связь между мужем и женой, но и способствует более здоровой атмосфере в обществе, укреплению моральный устоев человека и общины. Как сказал великий законоучитель раби Моше бен-Маймон: так будет «йешуван наэ у-мешубах» — «общество их прекрасно и достойно похвалы».
Ниже привожу отрывок из ответа рава Реувена Куклина: Как относиться к женской красоте?
«Постараемся понять, как относиться к женской красоте. (Понятно, что человеку запрещено смотреть на какую-либо женщину, чтобы насладиться ее красотой, кроме собственной жены. Речь идет о том, является ли женская красота достоинством, есть ли у нее ценность).
Царь Шломо в книге Мишлей (31:30) говорит: «Обманчива прелесть, и суетна красота: жена, боящаяся Господа, прославлена». При поверхностном прочтении может показаться, что у женской красоты нет никакой ценности.
Но Виленский Гаон в книге «Коль Элиягу» (к Бэрейшит 29:17) спрашивает: Тора, говоря о таких праведных женщинах, как Сара, Ривка и Рахель, много раз упоминает, что они были красивы. Если это не имеет значения, зачем Тора упоминает об этом? Поэтому, пишет Виленский Гаон, смысл стиха в Мишлей (31:30) следующий: женская красота не является достоинством, если у женщины нет страха пред Небесами. Однако, если красивая женщина богобоязненна, ее красота — одно из достоинств, прославляющих ее.
Если женщина богобоязненна, то красота ее не только физическая, но и духовная. В таком случае ее физическая красота является отражением красоты духовной, как сказано в книге Коэлет (8:1): «Мудрость человека просветляет лик его...»
«Чтобы также и жены, в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением волос, не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою, но добрыми делами, как прилично женам, посвящающим себя благочестию.» (1-е Тимофею 2:9,10)
«Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом.» (1-е Петра 3:3,4)
|
|
| |
Benhorin | Дата: Понедельник, 09.08.2021, 10:50 | Сообщение # 93 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 2150
Статус: Offline
| Не следует раздавать свое имущество в подарок, или даже на милостыню, и оставлять наследников безо всего. И если человек так поступает — мудрецы им недовольны, даже если наследники его ведут себя недостойно. Однако, если и наследникам остается столько, сколько им необходимо — это разрешено. И качество праведности требует не подписываться в качестве свидетеля и не участвовать в составлении завещания, по которому наследники лишаются наследства, даже если речь идет о передаче наследства от одного сына, который ведет себя недостойно, другому, который мудр и ведет себя правильно: ведь может быть, что и от первого сына произойдет потомство, которое будет хорошим и праведным! Некоторые запрещают даже уменьшить долю одного наследника и увеличить долю другого, и следует прислушиваться к их мнению.
(Кицур шульхан арух) «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного.» (1-е Тимофею 5:8)
|
|
| |
Benhorin | Дата: Понедельник, 10.01.2022, 13:36 | Сообщение # 94 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 2150
Статус: Offline
| «Поэтому оставит человек отца и мать своих и прилепится к жене своей, и станут одной плотью.» (Берешит 2:24) Сказал Раба бар бар Хана: «Соединение их (мужчину и женщину в супружескую пару) настолько тяжело, как рассечение Тростникового моря» (Сота 2а). Это вызывает удивление: к чему такое сравнение? Ведь там было рассечение моря, а здесь речь идет о соединении.
Чтобы решить эту загадку, зададим прежде другой вопрос: почему в святом языке бракосочетание называется «отрезанием союза» (критат брит)? Ведь отрезание – это действие как раз противоположное соединению в браке. Комментаторы дают следующее объяснение. Жених и невеста пришли из разных мест, росли в разных семьях, и каждый из них несет с собой свои привычки. Чтобы создать единство между ними, каждый должен устранить привычки, неприемлемые для партнера, и тогда они будут вместе. На что это похоже? На два необработанных куска древесины, у каждого из которых есть неровности. Когда плотник хочет соединить их, ему приходится срезать выпуклости, и тогда их можно приладить друг к другу. То же самое и в браке: каждый из молодоженов должен устранить мешающие неровности и при этом стараться не замечать неровности в своем партнере. Это и есть «отрезание союза» – отрезание всего лишнего, что позволяет достичь единства.
Теперь станут предельно ясны слова Гмары: «Тяжело бракосочетание человека» – очень трудно объединить двух партнеров, у каждого из которых качества, отличные от качеств второго. Это похоже на «рассечение Тростникового моря» – подобно чуду с морем, когда большие стены воды, бывшие разделенными, сомкнулись при возвращении моря в исходное состояние.
Как же на самом деле соединить осколки, как превратить две стены в одну крепость? На это отвечает повеление Торы: «Поэтому оставит человек отца и мать своих». Когда человек собирается жениться, ему нужно оставить позади привычки, приобретенные в доме родителей, мешающие партнеру, и тогда «прилепится к жене своей, и станут одной плотью». Тогда наступит единство, поскольку без изменения препятствующих привычек супруги никогда не достигнут совершенного единения. Такова главная трудность, но это и есть задача, испытание!
Рассказывают, что Провидец из Люблина как-то рассказал: «Когда я зашел глубоко в лес, мне попался человек, сделавший себе хижину из деревьев, которые он сам нарубил. У каждого бревна были сучья, и вместо того, чтобы потрудиться их спилить, он проделывал отверстия в других бревнах, и так вставлял эти сучья в отверстия».
Любить – значит дополнять себя с помощью другого, а не отрезать в нем все лишнее. Тебе нужно просверлить отверстие, чтобы вставить его в себя. Соединяя его таким образом с собой, ты сам соединяешься с ним.
В одной стране для царя был построен роскошный дворец, привлекавший всеобщее внимание. Много лет лучшие специалисты трудились над его строительством, пока не достигли совершенного результата, удовлетворившего изысканное желание царя. Ни в чем не было недостатка в этом дворце. У этого царя-мегаломана была давняя мечта: с момента инаугурации он хотел, чтобы его портрет возвышался на одной из стен в новом зале. Для этого он пригласил мастера-художника, и тот выполнил эту работу в точности, но не совсем умно. Ведь мы забыли сказать, что этот царь любил воевать, и во время боев потерял одну руку, одну ногу и один глаз. Кроме того, на спине у него был выпуклый горб. В точном изображении царь выглядел удивительно правдоподобно, и все его увечья были хорошо заметны. В завершении всех работ устроили торжественный ритуал с участием всех жителей города, которые собрались узреть долгожданный портрет. Покров был снят, и из всех уст раздались возгласы удивления. Царь выглядел в точности таким, каким был в действительности: одноруким, одноногим и одноглазым. «Поразительно похож, – согласились министры, – нечего сказать, это и вправду наш господин царь». Но сам монарх не мог сдержать гнева против художника: «Наглец и нахал! Так ты позоришь меня перед всей страной! Бросьте его в тюрьму!» Несмотря на неудачную попытку, царь не стал отказываться от своей идеи и пригласил другого художника. Тот стал размышлять, как бы ему поступить, чтобы наниматель остался доволен. В итоге он решил изобразить его вместе со всеми частями тела: стройным, с двумя ногами, руками и глазами. И вновь жители страны собрались с ожиданием результата. Когда подали сигнал, покров был снят на фоне удивленных возгласов. У всех замерло дыхание, когда они увидели своего владыку без каких-либо увечий. Никакого намека на последствия войн не было видно. Но сам царь смотрел смущенно и в растерянности. Профессиональная «пересадка органов», выполненная художником, не вызвала у него радости. «Издеваться надо мной вздумал?! – закричал царь, – это ведь не похоже на настоящего меня!» Этого художника тоже посадили за решетку. Но царь все еще не соглашался отринуть свою мечту. Во дворец был приглашен третий художник, которому было велено изобразить его величество. Зная о провале двух своих предшественников, он оказался словно между молотом и наковальней и стал опасаться, что и его участь будет такой, как у них. Казалось, у него не оставалось никакого логического выхода, и он не знал, что делать. Но этот художник, помимо таланта в живописи, имел еще и немалую мудрость. Напрягая ум, он отыскал неожиданное решение. Он смог сделать почти невозможное, нарисовав царя в его настоящем виде, при том что никакого его увечья не было видно. Как же это было сделано? Напряжение во время церемонии висело в воздухе. Покрывало сняли, и красота открылась на глазах у всех. Царь был изображен в профиль со стороны – он ехал на могучем коне среди цветущих деревьев. Недостающие нога и рука не были показаны на картине, поскольку «прятались» с другой стороны коня. Горб на спине не был заметен, поскольку царь был показан скачущим вперед. Отсутствие одного глаза тоже было скрыто – царь держал в руках натянутый лук и направлял его на цель, а глаз был прищуренным, как у целящегося стрелка. Царь выглядел очень довольным, а народ ликовал. Из большой благодарности этому умному художнику была предложена двойная награда за работу.
Эта интересная история учит нас настоящему способу единства между мужем и женой. Вместо того, чтобы делать акцент на проблемах и противоположных чертах, нужно вести себя умно, как тот художник – сосредотачиваться на хорошем и ставить его в центре.
«Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает.» (Матфея 19:4-6)
«Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь, потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть.» (Ефесянам 5:28-31)
|
|
| |
Benhorin | Дата: Вторник, 25.01.2022, 10:05 | Сообщение # 95 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 2150
Статус: Offline
| Сын сидит и учит Тору, а отец просит его помочь какому-то человеку. Должен ли сын прерывать учебу?
Сын обязан послушаться отца и прервать учебу, помочь нуждающемуся. Ведь Тора дана, чтобы ее исполнять, а заповедь милосердия – из Торы.
Даже если отец может и сам ему помочь, все же он обязан воспитывать в сыне милосердие, как Авраам воспитывал Ишмаэля приглашать гостей и заботиться о них.
«Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость. Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием: да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле.» (Ефесянам 6:1-3)
|
|
| |
Benhorin | Дата: Понедельник, 31.01.2022, 15:19 | Сообщение # 96 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 2150
Статус: Offline
| Камни, брошенные в детей, приносят родители... Пришел как-то к раввину человек и говорит: – Ребе! Я встретил знакомого, и он рассказал, что в Шаббат около Синагоги стояли молодые люди, в том числе мой сын, и курили. А вы прошли мимо, не сделав им замечание. Помоему, это не правильно. Вы должны прививать молодежи уважение к вере и всему, что с ней связано! – Да я видел ребят, но не прошел мимо. Я пошел за камнями. – Какими камнями? – Камнями, которыми я должен был закидать их. – Закидать?! Я удивлен! – Ты удивлен?! Это я удивлен! Разве не отец прививает ребенку уважение к традициям? Разве не отец читает с детьми Тору? Разве не отец приводит сына в Синагогу? Разве не отцу дети задают вопросы на Песах? И еще сотни «разве», которые я мог бы у тебя спросить. Иди и подумай. Камни, брошенные в детей, приносят родители.
«Отцы... воспитывайте детей ваших в учении и наставлении Господнем.» (Ефесянам 6:4)
«Я избрал его для того, чтобы он заповедал сынам своим и дому своему после себя, ходить путем Господним.» (Бытие 18:19)
|
|
| |
Benhorin | Дата: Понедельник, 23.05.2022, 20:58 | Сообщение # 97 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 2150
Статус: Offline
| В недельной главе Вайигаш (Брейшит 44:18-47:27) есть совет для всех пар, которые строят свою семью: «не держите в себе - говорите». Встреча Иосифа и его братьев считается одним из самых важных событий Торы. Что привело к примирению и братству? Общение. Все началось с того, что когда Йосеф был ребенком, братья не хотели с ним разговаривать: «И они отказались с ним здороваться». Когда он пересказывает свои сны, он не разговаривает с ними, мы видим только его монолог. Когда Йосеф ищет братьев и подходит к ним - они видят его издалека и планируют, как бросить в яму. То есть: он обращается к ним, но не получает ответа. Братья говорят о нем и его судьбе, но никто из них не обращается е нему.
И вот после 22 лет взаимной ненависти и пренебрежения случается чудо: «И поцеловал он своих братьев и заплакал, и братья говорили с ним». Это вещь, которая не само собой разумеется - сложно начать говорить после 22 лет разлуки! Но именно в этом заключается секрет прочных семейных отношений. Открытый разговор – это наиболее результативный способ улучшить отношения в семье, в повседневной жизни: вместо того, чтобы долгое время молчать и накапливать гнев - откройте свое сердце, поделитесь, говорите открыто и двигайтесь вместе.
«Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного.» (Иакова 5:16)
|
|
| |
Benhorin | Дата: Среда, 25.05.2022, 16:01 | Сообщение # 98 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 2150
Статус: Offline
| Бутылка колы... В молодости, когда я училась в семинарии, мы с подругой на субботние трапезы ходили в религиозные семьи. Это был ужас. Ну, для меня по крайней мере. Ты такая бездомная дылда, сидишь в незнакомой семье и ковыряешь вилочкой чолнт. Бррр... Но это было железным условием.
И вот, ковыряя вилочкой, бездомная я занимала себя вглядыванием в эти семьи. Занимательное занятие. Всякие детали замечаешь, которые твоя подруга не замечает, поскольку трепется с ними на неведомом мне языке. В моем арсенале иврита тогда было кен, лё и кама зман ат баарец.
Семьи в Ар Нофе были обеспеченные. Отношения разные. Попадались и очень несчастные женщины в дорогущих париках, живущие в роскошных пентхаузах.
И вот однажды мы попали в бедную семью. У них было несметное количество детей, обшарпанные стены, дырявый диван и одна бутылка колы на огромный стол. Кола предназначалась гостям. Дети на нее даже не покушались. А еще там была одна единственная курица, и мама между детьми делила ножку. Нам же отваливали первым. Всего и в достатке...
Я их запомнила на всю жизнь. Они были счастливы. Все...
На прощание отец семейства мне сказал: «Не грусти. Смотри, как прекрасно жить. Мы в Эрец Исраэль. У нас есть все». И обвел рукой свое скудное жилище...
Мне в память врезалась непочатая бутылка колы. Крепко врезалась.
«Малое у праведника - лучше богатства многих нечестивых.» (Псалтирь 36:16)
«Лучше немногое при страхе Господнем, нежели большое сокровище, и при нем тревога.» (Притчи 15:16)
«Великое приобретение - быть благочестивым и довольным.» (1-е Тимофею 6:6)
|
|
| |
Benhorin | Дата: Вторник, 28.06.2022, 17:31 | Сообщение # 99 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 2150
Статус: Offline
| «И принесет Аарон тельца в жертву за грех за себя и очистит себя и дом свой.» (Левит 16:6)
И ДОМ СВОЙ. В иудаизме невозможно представить первосвященника без «дома», то есть, неженатым. Человек, который должен представлять нравственный идеал нации в Святилище Божественного Закона и который в повседневной жизни должен находиться перед народом как образец нравственного совершенствования и стремления ввысь, должен воплощать в своей личности человеческую жизнь в полноте ее нравственной цели.
Брак, основа всякого нравственного развития и фундамент нравственного благополучия нации, обязан присутствовать в его жизни. Жена первосвященника была столь существенной частью представительских функций первосвященника в Святилище, что если она умирала на Йом кипур до того, как он успевал совершить главную службу этого дня, его отстраняли от совершения службы (Йома 13). Чтобы совершать службу Йом кипура, первосвященник должен иметь жену.
(Рав Шимшон Рафаэль Гирш) «Епископ должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учителен, не пьяница, не бийца, не сварлив, не корыстолюбив, но тих, миролюбив, не сребролюбив, хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью; ибо, кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией?» (1-е Тимофею 3:2-5)
|
|
| |
Benhorin | Дата: Четверг, 08.09.2022, 19:25 | Сообщение # 100 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 2150
Статус: Offline
| О сотворении человека написано: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину - сотворил Он их.» (Берешит 1:27) Отсюда видно, что именно мужчина и женщина вместе называются человеком; мужчина без женщины или женщина без мужщины - не человек. Человеком называется лишь женатый человек; об этом мы читаем в Зоар: «Образ, в котором нет образа мужчины и женщины, это не высший образ. Ибо высший образ, о котором сказано "По образу и Божию сотворил его", - это мужчина и женщина...» Получается, что если нет связи между мужчиной и женщиной, то есть, нет любви (а числовое значение слова «ахава» - אהבה - «любовь», то же что слова «ехад» - אחד - «единый»), - нет образа Божьего.
(Раби Шалом Аруш, Мудрость женщин) «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы.» (1-е Коринфянам 13:1-3)
|
|
| |
Benhorin | Дата: Суббота, 18.03.2023, 16:36 | Сообщение # 101 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 2150
Статус: Offline
| В недельной главе Трума рассказывается о строительстве Мишкана - Скинии Завета на земле. Многие комментаторы задаются вопросом: зачем нужно строить в этом мире пристанище для Бога. У конце концов Бог выше времени, пространства, Он безграничен. Неужели мы, малюсенькие люди, способны создать для Него дом? Какова цель этого проекта - строить обитель для Всевышнего? С первого взгляда кажется маловероятным, что человек, который верит, что для Бога вообще не существует каких-то ограничений, что человек построит какое-то святилище и Бог будет обитать в нем. Абрабанель дал замечательное объяснение: «Мишкан был предназначен Всемогущим для того, чтобы люди не думали, что Бог покинул землю». Есть такие люди, которые не сомневаются, что какое-то Высшее Начало есть. Но они думают, что построил Бог землю и пошел заниматься Своими делами. Вот это ощущение, оно мешает людям. Как говорил Сам Всевышний: «И построят Мне святилище, и буду обитать среди них». В различных религиях считается высшим достижением - попасть на небо, ведь как бы там находится Бог. В иудаизме совсем не так - Бог везде. Главная цель спустить Бога в этот физический мир. На горе Синай, во время первой встречи между Богом и людьми, написано «и сошел Бог на гору Синай». С тех пор наша задача состоит в том, чтобы обеспечить Божественное присутствие на земле, увеличивать доброту, а не бороться со злом - это другое совсем. Поэтому сказано следующее: чтобы обеспечить Божественное присутствие на земле был построен Мишкан. Представьте себе такую ситуацию. Один человек организовывает большое торжество, платит много денег, как хозяин праздника приглашает гостей. И вдруг посреди пиршества появляются незнакомые люди, которые начинают есть, пить, игнорируя хозяина, и ведут себя так, как будто это их праздник, берут полностью руководство торжества, приглашают одного говорить, другого выгоняют из зала - что хотят, то и делают. Хозяин для них просто не существует... Без сомнения, такой человек был бы глубоко оскорблен происходящим. Никто из нас никогда не позволил бы, чтобы такое произошло на его празднике... Однако так происходит в мире каждый день! Бог создал этот мир, организовал этот огромный праздник жизни, на котором миллиарды людей пьют, едят, наслаждаются и в то же время полностью игнорируют Хозяина. Или еще хуже, ведут себя так, как будто они хозяева, как будто они являются теми, кто создал торжество. Надо всегда помнить очень важную вещь: да, наша задача привести Бога в этот мир, но привести не как хозяин мира, а как понимающий человек, что все в мире имеет Хозяина, и ты хочешь протянуть Ему руку и сказать: «Слушаю Тебя, понимаю Тебя и стараюсь понять». Надо строить семьи, в которые Бог мог бы зайти. Знаете есть такое выражение: «Их дом замечательно построен»? А между тем эта семья может жить в небольшой квартире или же переезжать с места на место. Строительство дома - это законы, по которым семья живет. Есть вопрос: «Уютно ли Богу в моем доме? Если бы Бог пришел, зашел бы Он в мой дом? Бог может отдохнуть в моем доме, который построен по тем законам, по которым я строил дом?» Традиционный еврейский дом - это Дом Бога. Говорят, что из дома, где учат Тору, где соблюдают заповеди, мало по малу из кирпичиков строится Третий Храм. Чем больше кирпичиков - тем быстрее он будет завершен.
(Вадим Рабинович) «Иисус, продолжая говорить им притчами, сказал: Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего и послал рабов своих звать званых на брачный пир; и не хотели придти. Опять послал других рабов, сказав: скажите званым: вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и все готово; приходите на брачный пир. Но они, пренебрегши то, пошли, кто на поле свое, а кто на торговлю свою; прочие же, схватив рабов его, оскорбили и убили их. Услышав о сем, царь разгневался, и, послав войска свои, истребил убийц оных и сжег город их. Тогда говорит он рабам своим: брачный пир готов, а званые не были достойны; итак пойдите на распутия и всех, кого найдете, зовите на брачный пир. И рабы те, выйдя на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых и добрых; и брачный пир наполнился возлежащими. Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду, и говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал. Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов; ибо много званых, а мало избранных.» (Матфея 22:1-14)
|
|
| |
Benhorin | Дата: Пятница, 12.05.2023, 08:19 | Сообщение # 102 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 2150
Статус: Offline
| Молиться за свой дом… Недельная глава Торы «Ахарэй мот» («После смерти») – это такая работа над ошибками, приведшими к гибели сыновей Аарона Надава и Авигу. И мудрецы логично за «принятыми мерами» видят, что именно послужило причиной трагедии. Тора рассказывает, как и когда должен первосвященник служить в Святая Святых. Не в тот момент, когда захочет, а только в Йом Киппур - День Искупления. В специальном облачении. И молиться он должен, в частности, за «свой дом». Из этого Талмуд трактует правило, что первосвященник, служащий в Святая Святых в День Искупления, должен быть женатым: только у семейного человека есть «свой дом», своя семья. Надав и Авигу были святыми в общепринятом смысле этого слова. Отринувшими материальность. Одного Бога они желали, Святая Святых. Такое стремление не только похвально, но и есть суть святости. Но, стремясь ввысь, мы не должны забывать возвращаться на землю: ведь именно привносить Божественность в «нижний мир» – миссия человека. Как? Создавая «специальные одеяния», исполняя заповеди, материальные одежды для Божественной души. Ребе Рашаб говорил, что «не верит в Богобоязненность ешиве-бохрим» - студентов ешивы. Если у человека нет никаких забот о пропитании, если он круглосуточно находится в стенах ешивы, зачем ему «бояться Бога»? Мирские заботы – вот вызов, вот борьба. И в этом смысл: жениться, родить детей, содержать семью – и дома, и на работе оставаться Богобоязненным человеком. Очень сложно, но очень надо!
(Рав Борух Горин) «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного.» (1-е Тимофею 5:8)
«Епископ должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учителен, не пьяница, не бийца, не сварлив, не корыстолюбив, но тих, миролюбив, не сребролюбив, хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью; ибо, кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией?» (1-е Тимофею 3:2-5)
|
|
| |
Benhorin | Дата: Пятница, 23.06.2023, 10:06 | Сообщение # 103 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 2150
Статус: Offline
| Если мы захотим узнать, доволен ли какой-нибудь мастер – сапожник или столяр – своим ремеслом, мы можем с легкостью определить это. Если мастер передает свое мастерство сыновьям – это верный знак, что он доволен своим делом. Однако если он посылает сыновей учиться другому ремеслу, значит, собственное дело его не устраивает.
Если мы захотим разобраться в том, как обстоит дело с нашим отношением к Торе и заповедям, можем использовать тот же принцип. Если мы наставляем наших сыновей на путь Торы и ее заповедей – это знак того, что мы любим Тору.
Но если мы видим отца, которого, не дай Бог, не слишком заботит, чтобы сыновья продолжили путь Торы, и он не прилагает к этому должных усилий – очевидно, что этот отец безразличен к Торе.
(Хафец Хаим) «Ибо Я избрал его для того, чтобы он заповедал сынам своим и дому своему после себя, ходить путем Господним, творя правду и суд.» (Бытие 18:19)
«А я и дом мой будем служить Господу.» (Иисус Навин 24:15)
|
|
| |
Benhorin | Дата: Воскресенье, 09.07.2023, 10:32 | Сообщение # 104 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 2150
Статус: Offline
| Разговор о Торе и идеалах еврейской семьи...
Портрет идеального мужчины согласно Торе: 1. Должен быть женат. 2. Жена - зеркало для мужа. Любой ее недостаток - это повод исправления себя - послание от Творца. 3. ЛЮБИТЬ!!! Почитать свою жену, как королеву и развивать эти чувства. 4. Никогда не спорить и не делать упреков своей жене и хвалить и ценить ее достоинство и радовать. 5. Всегда быть дающим жене и не требовать ничего взамен, уступающим, прощающим. Сносить обиды с любовью. 6. Дарить постоянно хотя бы небольшие подарки. 7. Муж не ходит и не смотрит на лево. 8. Постоянно молиться о благополучии жены и шлом байте - мир и любовь в семье. 9. Постоянно глубоко учить Тору, распространять ее на всю свою жизнь и заниматься творчеством. 10. Обеспечивать семью.
Портрет идеальной женщины согласно Торе: 1. Женщина по определению идеальна. 2. Что бы не ухудшить свою идеальность и выполнить свою миссию необходимо выйти замуж. 3. Помочь своему мужу стать идеальным, соответственно хранить шлом байт и родить и воспитывать своих детей.
P.S. Уважение к жене приносит изобилие и достаток в дом! Смею добавить, что необходимо знать идеал, но никогда не требуйте этого совершенства от своей половинки. Берегите внутренний мир друг друга какой он есть. И только тогда будет движение к идеалу.
Некоторые примечания-разъяснения по поводу портретов: 1) Данные мои рассуждения ВСЕ основаны только на Торе - я ничего от себя не добавил, от меня только - компиляция и последовательность приоритетов. 2) Все это предназначено прежде всего для мужчин. 3) И очень важно отметить, что этот идеал РЕАЛЬНО РЕАЛИЗОВАТЬ ДЛЯ КАЖДОЙ СЕМЬИ! Главное - Знать, Верить и Желать, но не требовать от другого! 4) Конечно надо общаться с женой, но обязан муж обходится без замечаний к жене в виде упреков - это недопустимо. Замечания не должны обижать жену и приуменьшать ее достоинство. Именно этому учат наши мудрецы. 5) Следует всегда помнить, что в духовном мире корень души женщины - в достоинстве, и все ее жизненные силы и радость в жизни зависят от уважения, которое ей оказывает муж. Так это идет со времен Адама и Хавы, такое исправление. Поэтому любой урон, нанесенный ее достоинству - это удар в корень, он ослабляет жизненность жены и может убить духовно и физически. Об этом много можно говорить... 6) В большинстве проблем в семье - это не понимание мужа о недопустимости упреков по отношению к своей жене. Если еврей этого не понимает - он еще далек от настоящего Служения. И вся его Тора будет с изъяном. 7) Спасибо нашим мудрецам, в частности Ари Кадош, раву Арушу, благодаря которым можно сформулировать три принципа: 1) Жена - это зеркало мужчины; 2) Не делать никаких упреков своей жене; 3) Каждый недостаток, который человек видит в своей жене - это его недостаток - это личное послание от Творца, который мужчина должен исправить! Тогда это качество само собой изменится и у его жены. 8) Оказывайте почет женам своим, ибо благословение пребывает в доме человека лишь ради почета жене его (Вавилонский Талмуд, Масехет Бава Меция, 59а). Уважение к жене приносит изобилие и достойный зароботок в дом. 9) Отношения мужчины и женщины - это постоянный обновляющийся диалог между равноправными партнерами. 10) Автор книги Хесед ле Авраам (Милость для Авраама) поясняет, что Творец, Благословен Он, управляет мирозданием по принципу «мера за меру», и как муж ведет себя с Творцом, так и жена его ведет себя с ним. Например, если человек восстает против Святого (не про нас будет сказано!), его жена восстает против него самого. 11) В свое время Хазон Иш установил галаху: «В наше время мы не умеем увещевать и должны проявлять ЛЮБОВЬ». Сказанное относится к случаю, когда один человек увещевает другого. Тем более это касается ситуации, когда муж упрекает жену! Все должно быть сказанное жене ТОЛЬКО С ЛЮБОВЬЮ! Все остальное лишает ее жизненности и причиняет ей стократный ущерб! 12) Это именно о нас мужьях сказано по отношению к нашим женам «вынь ты бревно из своего глаза...» (Арахин, 16б). А у жены – автоматически после нашего исправления все пройдет!
И конечно, стоит молиться жене о благополучие мужа.
(Рав Меир Брук) «Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя.» (Ефесянам 5:28)
«Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее.» (Ефесянам 5:22-25)
|
|
| |
Benhorin | Дата: Пятница, 21.07.2023, 07:06 | Сообщение # 105 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 2150
Статус: Offline
| Тора призывает еврейскую женщину относиться к себе бережно и уважительно: беречь себя от посторонних взглядов и нечистых мыслей. Так же, как царскую дочь не выставляют напоказ перед всеми встречными, так и еврейская женщина, осознающая свою царскую сущность — ведь она дочь Царя Царей, — не станет стремиться привлечь к себе внимание каждого встречного и поперечного. Ее самооценка не зависит от того, скольких прохожих привлечет та или иная деталь ее внешности, ведь она знает свою настоящую цену. Это то, к чему мы приучаем своих дочерей с детства. Наши девочки ходят с закрытым воротником и плечами, рукавами ниже локтя, в колготках и в юбке ниже колен, а также с аккуратно собранными волосами, — все это придает их облику царственное благородство и помогает держать недостойных людей на расстоянии. А когда царская дочь сама становится царицей — хозяйкой дома, построенного на основах Торы, к ее облачению добавляется корона, которую она носит с достоинством и гордостью.
«Чтобы также и жены, в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением волос, не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою, но добрыми делами, как прилично женам, посвящающим себя благочестию.» (1-е Тимофею 2:9,10)
|
|
| |