[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Медицина и Тора
BenhorinДата: Среда, 06.01.2021, 19:33 | Сообщение # 1


Группа: Администраторы
Сообщений: 2164
Статус: Offline
В целом можно сказать, что иудаизме принято считать так: все, что происходит с человеком, в том числе болезни, страдания, испытания, посылается ему Всевышним.

При этом возникает актуальный вопрос: если и болезни, и излечение приходят от Бога, зачем нужны врачи и почему можно к ним обращаться? Обращаясь к врачу, пытаемся ли мы тем самым как будто противостоять воле Творца?

Этот вопрос не новый, к нему обращалось немало величайших мудрецов прошлых поколений и современности. Поэтому, чтобы получить правильное представление об этой области и не быть голословными, нам придется обратиться к еврейским источникам, которые помогут раскрыть и понять замысел Творца.

Сказано в Торе (Шмот 21:18, 19): «Если ссорятся люди и один человек ударит другого... а тот... сляжет в постель, то, если он встанет и будет ходить по улице самостоятельно, то ударивший не будет повинен (смерти), только пусть заплатит за остановку в его работе и за лечение его».

Отсюда учит Талмуд (Бава Кама 85а), что врачам разрешено лечить людей.

Рашба (раби Шломо бен-Авраам Адрет) не только разрешает обращаться к врачам. Он считает, что запрещено полагаться на чудо и ожидать, что излечение может прийти само по себе. Он полагает, что существует два вида болезней, внутренние (которые посылает Всевышний) и внешние (возникающие в результате действий человека), и именно поэтому слово «лечить» в стихе Торы (Мишпатим 21:19) употреблено дважды (рапо йерапэ) — чтобы показать, что к врачам надо обращаться как при внутренних, так и при внешних болезнях.

Но, настоятельно рекомендуя обращаться к врачам, Рашба считает, что это возможно только при одном условии: человек должен понимать и не забывать, что излечение все равно приходит только от Всевышнего, Который в Своей мудрости устроил мир таким образом, что лечение должно проходить через врачей. Иными словами, по мнению Рашба, в идеале следует сначала обратиться к Всевышнему с молитвой об исцелении и только после этого в порядке иштадлута (усилия, которые человек должен со своей стороны совершить для достижения результата) обратиться к врачу. Оба эти аспекта необходимы для излечения.

В Шулхан Арухе (Йорэ Дэа 368:1) - основном кодексе еврейских законов - сказано: врачу не только разрешено лечить больных. Это является также выполнением великой заповеди и обязанности спасения человеческой жизни.

Турей Заав (Раби Давид бар Шмуэль Алеви) в своем комментарии на Шулхан Арух (Йорэ Дэа 318:1) объясняет: настоящее исцеление приходит непосредственно от Всевышнего. Поэтому основным лечением должно быть обращение к Всевышнему с молитвой об исцелении. Однако, к сожалению, мы не находимся на таком духовном уровне, чтобы получать исцеление напрямую от Самого Всевышнего. Поэтому Всевышний в Своей бесконечной мудрости «дал разрешение» врачам лечить, или, иными словами, устроил этот мир так, что для того, чтобы излечиться, больному необходимо обратиться к врачу. Человек должен действовать в соответствии с той реальностью, в которой живет. И, поскольку этот мир устроен так, больной обязан обратиться к врачу и запрещено полагаться на чудо.

Хазон Иш (Раби Авраам-Йешая бар Шмерияу-Йосеф Карелиц) в своих письмах (1:136) также говорит, что обращение к врачам является необходимостью. Человек должен соблюдать разумный баланс: с одной стороны, не довольствоваться одним упованием на Всевышнего, если это выше его духовного уровня, а, с другой стороны, не полагаться только на человеческие усилия.

Шем ми-Шмуэль (Раби Шмуэль бар Авраам Борнштейн) разделял такое мнение. Однажды его зять тяжело заболел и врачи обязали его есть в Йом Кипур. Молодой человек хотел «устрожить» закон и не полагаться на врачей. На что Шем ми-Шмуэль дал категорический ответ: ни в коем случае нельзя «устрожать» и не слушать врача. Ведь Тот, Кто заповедал поститься в Йом Кипур, заповедал также слушать врача и следовать его предписаниям.

В заключение можно сказать: как мы видим, принято обращаться к врачам и так поступают все величайшие раввины нашего поколения.

При этом как пациент, так и врач должны полностью осознавать, что в данной ситуации врач является только посланником Главного Врача, как сказано: «... Я — Бог, целитель твой» (Бешалах 15:26).
(По материалам toldot.ru)

 
BenhorinДата: Среда, 06.01.2021, 19:34 | Сообщение # 2


Группа: Администраторы
Сообщений: 2164
Статус: Offline
Зачем Господь посылает нам болезни — мы что-то должны понять или осознать, или Он хочет нас от чего-то уберечь?
Верно может быть и то, и другое, и ещё множество причин, которых мы не знаем, все вместе и каждая по отдельности. Но мы не пророки, и нам не дано знать, какие именно причины вызвали болезнь, поэтому следует вести себя так, как будто они все присутствуют. Рассмотрим некоторые причины болезней, известные нам.

Урок и предупреждение.
Для этой цели служат болезни, которые поражают не только нас, но и наших близких, друзей, знакомых и т.д. Из всего увиденного человек может извлечь урок и подумать, что он сам может сделать, чтобы исправить положение. Болезни могут быть связаны с теми органами, с которыми у человека что-то не в порядке в духовном плане (например, болезни глаз — если смотрел на запрещённые вещи и т.д.). Некоторые праведники прошлого обладали способностью точно определить, что им необходимо исправить.
Рассказывают, что был один праведник, который никогда не обращался к врачам, предпочитая «лечиться» известными ему одному способами. Но однажды он, к удивлению своих родных, согласился вызвать врача. Удивление близких возросло ещё больше, когда он, выслушав диагноз и рекомендации врача, взял рецепт на лекарство и после ухода врача… выбросил рецепт. А на вопрос, зачем вообще надо было вызывать врача, если не собираешься выполнять его рекомендации, ответил: «Когда у меня что-то болит, я точно знаю, какую часть себя мне надо исправить, делаю это и выздоравливаю. Но сейчас я не мог определить, что именно у меня болит, поэтому пришлось спросить врача».

Очищение от грехов.
Когда праведник страдает в конце жизни, эти страдания очищают его от тех мизерных грехов, которые он, может быть, совершил, и позволяют ему прийти к Богу незапятнаным и совершенным. Можно задуматься: если так страдает праведник, то что будет с нами, когда мы предстанем перед Судом? Может быть, стоит радоваться любой возможности искупить грехи в этом мире? Не только болезнями, но и исполнением заповедей , добрыми делами и благотворительностью. Выбор — за нами.

Естественные последствия.
Всевышний устроил мир так, что в нём действуют законы природы. Мы тоже подчиняемся этим законам. Если у нас ангина, то прежде, чем искать другие причины, можно спросить себя: а стоило ли есть пятую порцию мороженого? Есть высказывание Мудрецов: «Всё в руках Небес, кроме простуды и перегрева». Если человек пренебрегает своим здоровьем, ведёт неправильный образ жизни, одним словом, не может оценить драгоценный дар Всевышнего — жизнь, он в результате получит «естественное следствие» — сокращение жизни. Но если человек готов рисковать жизнью и здоровьем, чтобы исполнить волю Творца, он может получить помощь с Небес. Когда в Вильно вспыхнула эпидемия холеры, рав Исраэль Салантер «мобилизовал» 70 своих учеников на уход за больными. Обеспокоенным родственникам учеников он сказал: «Они заняты выполнением важнейшей заповеди, и в заслугу этого не пострадают». И действительно, ни один из них не заразился, хотя все, включая самого р. Исраэля, находились в постоянном контакте с больными и работали до полного изнеможения.
У болезней может быть ещё множество причин, которые мы не можем здесь перечислить. Не обязательно знать их все, главное — правильно действовать. Как?
1) Молиться. Молитва за больного может сделать чудеса. А молитва самого больного принимается на Небесах быстрее, чем молитва за него других людей. Чтение Библии — испытанное лекарство.
2) Исполнять заповеди и делать добрые дела. Стараться находить для этого новые возможности. Можно попросить, чтобы заслуга конкретной заповеди помогла в выздоровлении такого-то больного.
3) Проверить себя. Постараться найти в себе то, что требует исправления, и работать над этим. Неважно, связано это с болезнью или нет.
4) Выполнять рекомендации врача. Это наша обязанность - действовать естественным путём. Нельзя сидеть, сложа руки, и ждать чудес — сейчас Всевышний почти не делает открытые чудеса, и для них необходимо иметь особые заслуги. Способность лекарств лечить — это тоже от Него и тоже чудо, но — в рамках природы, которая чудо сама по себе. И помните, что предупредить болезнь легче, чем лечить. Следите за здоровьем!

Желаем полного выздоровления всем больным народа Божьего!

По материалам toldot.ru
 
BenhorinДата: Среда, 06.01.2021, 19:34 | Сообщение # 3


Группа: Администраторы
Сообщений: 2164
Статус: Offline
Коронавирус... Всего лишь меньше года назад не было ни одно предсказания ученых, астрологов, читающих по кофейной гуще, по картам, по нервам... Никто не мог предвидеть, что начнется эпидемия в Китае и перевернет мировой порядок. Всего лишь несколько месяцев назад мир процветал, люди строили долгосрочные планы. Человечество прошло длинный путь развития, чтобы оградить себя от разного вида несчастий. Для этого развили промышленность, победили голод, облегчили труд, открыли антибиотики, построили больницы, чтобы оградить себя от болезней, эпидемий, сконструировали самолеты, автомобили, чтобы добраться куда душа пожелает быстро и комфортабельно, дома, железобетон, спутники, компьютеры, роботы, танки, ракеты...
И вот на вершине торжества человеческой цивилизации маленький такой вирус возвращает всех: богатых и бедных, правителей и простых людей, развитые государства, сильные и совсем не развитые. Возвращает всех в равной степени на тысячелетия назад: нет полетов, нет транспорта, нет торговли, нет развлечений, нет спорта, нет шопинга, нет ресторанов, нет концертов, нет школ, нет садиков... А основное - нет антивируса! И некуда удрать! Весь мир парализован.
Дорогие друзья, мы посередине исторического события - всемирная эпидемия. Люди в панике, в ужасе. Что будет? Прогнозы, что погибнут тысячи, а то и сотни тысяч... Это действительно страшно.
Вместо того чтобы тихо сходить с ума, давайте попробуем использовать страх себе на пользу. Страх то ли парализует, или мобилизует. Выберем второе. Это поможет остаться реалистами, но при этом освободиться от него. Надо будет только дослушать до конца.
Итак, мы свидетели необычайных событий - панэпидемия. Как это понять? Все как хотят, так пусть и понимают. А мы тут собрались, чтобы это понять с точки зрения Торы. Сейчас принято винить во всем естественные события. Вот вирус - случается... Найдем ему естественную причину, придумаем вакцину, переждем и забудем... А у нас принято во всем видеть неестественные причины, за которыми кроется цель и намерения Творца. Мы должны Его понять, сделать выводы и стараться их не забыть.
Принято сейчас, что человек управляет миром. А у нас принято, что Творец управляет миром. И так во всем до мельчайших деталей.
Что нам нужно исправлять сейчас? Самый страшный грех современного человека — бездумие. Получить самы дорогой подарок - разум и не пользоваться им по назначению?! Точнее, использовать его на что угодно, но только не на основное - на поиск Истины, на прояснение вопроса о смысле жизни, на основной вопрос, от которого зависят все остальные вопросы - вопрос существования Творца... Вот смотрите, чем человек занят? Он целый день как белка в колесе: работа, потом снова работа, а не работает - надо отдохнуть, расслабиться, кафе, рестораны, дискотеки, музыку послушать, поговорить по телефону, жена, поездки, сети... У человека просто нет времени задуматься... У тебя нет времени? Вот Бог и остановил для тебя весь мир! Карантин. Сиди дома один сам с собой... и задумайся. Хотя пока телефон не отобрали, а это основное средство бездумия. И тем не менее, есть надежда, что на каком-то этапе надоест пялиться в этот экранчик, и может появится маленький шанс задуматься: почему я живу, что есть жизнь, почему она вообще существует, есть в ней смысл? Может нет? Ведь родился я не по своей воле и живу не по своей воле. Человек очень хочет жить, а приходится умирать. Родился, жил, умер... Для чего все это было? До меня жили хорошо, после меня будут жить... Что мое появление в мир дало? А Бог кричит: «Я дал вам жизнь! Почему вы не задумываетесь о ее смысле?» Ну хотя бы для того, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы. Это не праздное любопытство. От этого вопроса вся жизнь зависит.
(Рав Ашер Кушнир)

«Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою. Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им. Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны.
Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце; называя себя мудрыми, обезумели, и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся, - то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела. Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь.
Потому предал их Бог постыдным страстям: женщины их заменили естественное употребление противоестественным; подобно и мужчины, оставив естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение. И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму - делать непотребства, так что они исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, исполнены зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия, злоречивы, клеветники, богоненавистники, обидчики, самохвалы, горды, изобретательны на зло, непослушны родителям, безрассудны, вероломны, нелюбовны, непримиримы, немилостивы. Они знают праведный суд Божий, что делающие такие дела достойны смерти; однако не только их делают, но и делающих одобряют.» (Римлянам 1:18-32)


 
BenhorinДата: Среда, 06.01.2021, 19:34 | Сообщение # 4


Группа: Администраторы
Сообщений: 2164
Статус: Offline
Медикаменты лечат симптомы болезни, но не саму болезнь. Однако болезнь — лишь материальный симптом некоего духовного нарушения.
(Рабби Носсон Шерман)
 
BenhorinДата: Среда, 06.01.2021, 19:34 | Сообщение # 5


Группа: Администраторы
Сообщений: 2164
Статус: Offline
Про ковидобесов, ковидиотов и верующих...

Подойдя к двери Кеилас Ашкеназ, я привычно открыл дверь локтем, что не ускользнуло от внимания сына моего хеврусы - парня сообразительного и принципиального. До минхи оставалось еще минут десять, и он подошел ко мне с вопросом:

«До такой степени??? Зачем нужны все эти предосторожности? Большинство говорит, что вирус не передается через поверхности!»

Вокруг собрались еще несколько заинтересованных ешиве-бохрим, и я решил посвятить оставшееся до молитвы время объяснению своей позиции: «Давай начнем с того, что нам известно о новом вирусе. А достоверно нам известен всего лишь один факт - то, что о нем толком ничего не известно. Разные специалисты (и «специалисты» - куда ж без них) расходятся во мнениях, насколько эффективны маски - от «защита на 95 процентов» до «никакой пользы, только вред», насколько вирус передается через поверхности - от «выживает до трех суток» до «вообще не передается», насколько можно рассчитывать на приобретенный иммунитет - от «пусть уже все переболеют, чтобы быстрей покончить с этой заразой» до «антитела пропадают через какое-то время, уже известно о куче случаев повторного заражения, мы все умрем», насколько работают карантинные меры - от «забесплатно угробили экономику, кривая заражений никак не связана с локдауном» до «чем жестче карантин, тем меньше заразившихся», и даже насколько опасен сам вирус - от «не страшнее обычного гриппа» до «в больницах и моргах уже нет свободных мест».

Что в случае такого информационного раздрая остается делать такому неосведомленному человеку, как я? А мне остается только рассуждать логически.

Давай представим, что «ковидиоты» правы на 99 процентов, а «ковидофобы» - только на один. Если тебе предложат выбрать один из ста стаканов воды, предупредив, что в одном из них есть капля «новичка» (смертельно опасного яда) - будешь ли ты пить? Это самая известная дилемма из «теории игр». Ее решить очень просто - надо сравнивать не математическую вероятность, а масштаб выигрыша/проигрыша против масштаба полученного удовольствия/неудовлетворенного желания. То есть - если ты только что выполз из ливийской пустыни и вот-вот умрешь от обезвоживания, а до ближайшего водопроводного крана или автомата с напитками тебе придется пересечь эту пустыню еще раз - то игра стоит свеч, хватай первый попавшийся стакан, говори браху и - вперед. А если можешь потерпеть и купить бутылку минеральной воды в киоске, расположенном в пяти минутах ходьбы - лучше отказаться от предложенного «удовольствия».

В случае нашего вируса к этому подсчету добавляется еще один момент: представь себе, что ты, переходя дорогу по пешеходному переходу, выбросил (уронил) банановую кожуру, и не потрудился ее поднять. Через десять минут на том же переходе появляется мужик (беременная женщина, ребенок, инвалид - подставь нужное), поскальзывается, и его сбивает машина. Насмерть. Ты об этом никогда не узнаешь, да ты напрямую его и не убивал, и может быть ты даже и не очень виноват - под ноги смотреть надо, когда переходишь дорогу. Но твое действие (бездействие) привело к чьей-то смерти. Хотел бы ты оказаться в такой роли?

Если ты подхватил вирус, который, возможно, не передается через поверхности, против которого, возможно, не помогают маски, и который, возможно, не страшнее гриппа - ты может, слегка потемпературишь недельку-другую, а потом вернешься в кондицию, ничего страшного, правда? Но если в первый день твоего недомогания (или за день до него - нам же ничего достоверно неизвестно, так?) ты перекинешь этот вирус соседу, который бессимптомно перенесет его своему сыну, который так же бессимптомно перекинет его своей бабушке, у которой есть небольшие проблемы с сердцем, о которых она пока не знает. И бабушки не станет. Ты готов с этим жить?

Мне не составляет никакого труда носить маску в общественных местах, натянув ее на нос и подоткнув под очки (так они не запотевают). Мне совсем нетрудно (и даже желательно) говорить с друзьями, соблюдая некоторую дистанцию. И я уже на полном автомате не касаюсь руками дверных ручек, выключателей и поручней вне дома. Мне это ничего не стоит - ни денег, ни усилий, ни времени. И если это с вероятностью одного процента может спасти кому-то жизнь - я буду счастлив.

Если кому-то трудно дышать в маске, или он не может приучить себя к тому, что смотреть надо глазами, а не руками (как у нас в синагоге после того, как мы приклеили новые декоративные профили - каждый гость обязан был проверить их на ощупь), или он не слышит собеседника на расстоянии больше, чем 12 сантиметров - он вправе самостоятельно решить, что ему важнее: стопроцентное собственное неудобство или однопроцентное спасение чьей-то жизни. Я для себя решил, и ничего сверх-трудного в этом не вижу».

Парни посмотрели на часы - до молитвы оставалась еще минуты две. И тогда я получил еще два вопроса:

1. «А если человеку его рав сказал, что маски не нужны?»

2. «Есть люди, которые очень строго все соблюдали, но все равно заразились. А есть такие, которым все по-барабану - и ничего».

Я решил ответить сначала на второй вопрос:

«Есть люди, которые попали под машину, переходя на зеленый свет, а есть те, которые переходят на красный - и ничего. Это значит, что всем надо срочно начать переходить на красный?»

Началась молитва, но парни поймали меня после - и потребовали ответа на вопрос насчет рава.

«Ведь есть же некоторые круги, которые не признают никаких инструкций?»

«Есть, вы правы. Но даже в этих кругах рав не сказал, что носить маски запрещено. Если человек включит голову - то запросто сможет на нее надеть маску, никаких наставлений рава он при этом не нарушит».

«А как же общественное давление? Если он единственный из всех окружающих его в своем кругу будет носить маску - как на это посмотрят все остальные?»

«Знаете, точно такие же вопросы встают перед начинающими верующим: как изменить свои привычки, образ жизни и мышление? Как на это посмотрят родители, друзья и соседи? Но если человек пришел к выводу, что это необходимо - он делает то, что решил, несмотря ни на что. Если, конечно, он сильный человек. Не все на это способны. Творец оказал многим из «этих кругов» большое милосердие, что они родились в религиозных семьях. Если бы они родились «снаружи» - они никогда не смогли бы покаяться. Потому что «а мне так неудобно», «а я так не привык» и «а что скажут окружающие».
(Рав Гади Поллак, toldot.ru)

«Написано также: не искушай Господа Бога твоего.» (Матфея 4:7)

 
BenhorinДата: Среда, 06.01.2021, 19:34 | Сообщение # 6


Группа: Администраторы
Сообщений: 2164
Статус: Offline
Вот все бросились делать прививки, а ведь никто не знает, что из этого получится. Это не те прививки, действие которых нам давно известно. Человек в настоящий момент здоров, а прививка может иметь побочные эффекты, вредные для здоровья. Стоит ли человеку, в настоящий момент здоровому, делать прививку, побочные эффекты которой могут нанести вред?

Конечно, прививки новые, долговременного опыта у нас с ними нет (я сейчас говорю о вакцине фирмы Пфайзер в Израиле). Но ведь и проблема — новая. И старые, проверенные вакцины когда-то были новыми.

В подобных вопросах обычно смотрят, какая опасность больше. В настоящий момент опасность заразиться очень велика. Как известно, «корона» чрезвычайно заразна. И многие, кто ее перенес, переболели очень тяжело. С другой стороны, отрицательные явления от прививки в сравнении с этой опасностью ничтожны.

Общий подход Торы — в медицинских вопросах полагаются на врачей. Например, если есть больной в Йом-Кипур и врачи говорят, что он должен есть и пить, он без колебаний должен есть и пить.

Если среди врачей есть разные мнения, идут за большинством: какого мнения придерживается большинство врачей (Йума 83а; Шулхан Арух, Орах Хаим 618) и что считают лучшие специалисты в этой области. Во всех поколениях все раввины шли этим путем. В том числе и великий раби Акива Эйгер — он организовал молитву в Йом-Кипур и поведение всей общины в соответствии с указаниями врачей.

То же самое относится к вопросам о необходимости ношения масок, о необходимости отдаления, об опасности скопления людей в закрытых помещениях и так далее. Во всех этих вопросах мы поступаем согласно мнению врачей этого поколения, а если мнения врачей расходятся, мы идем за мнением большинства и за крупнейшими специалистами.

И, когда врачи говорят, что во избежание распространения эпидемии необходимо соблюдать определенные меры отдаления, необходимо слушаться. Как известно, хамира саканта ми-исура — если есть даже только опасение, что существует угроза жизни человека, мы должны быть еще более осторожными, чем при опасении нарушить запрет Торы.

Это наша обязанность по Торе — беречь свою жизнь и жизнь других людей. И даже если человек сам не чувствует болезни - а этот коронавирус опасен, что у части людей он никак не проявляется - он может не нарочно заразить других - а те - других, и так можно случайно убить людей...

Ведущие раввины поколения — Рав Хаим Каневский, рав Гершон Эдельштейн и Рав Шалом Коэн, глава ешивы «Порат Йосеф», сказали: кто может сделать прививку — правильно будет ее сделать.

Пусть Бог нам поможет, чтоб было на здоровье.
(Рав Бен-Цион Зильбер, toldot.ru)

 
BenhorinДата: Среда, 06.01.2021, 19:39 | Сообщение # 7


Группа: Администраторы
Сообщений: 2164
Статус: Offline
Хотя не разделяю Лютеранских взглядов и, тем более, его антисемитских воззрений, но эту цитату приведу. Надеюсь это поможет тем христианам, для которых его мнение весомо.

«Если же кто-то не желает прибегать к здравому смыслу или лекарствам, когда может это сделать без ущерба и вреда для ближнего, такой человек причиняет вред собственному телу и должен остеречься, чтобы не сделаться самоубийцей в глазах Бога. Если следовать той же логике, человек должен отказаться от пищи и питья, от одежды и крова, смело исповедуя веру в то, что, если Богу будет угодно, Он сможет сделать это без пищи и одежды. По сути, это будет самоубийство. Но еще больший позор для человека пренебрегать потребностями своего тела и не оберегать его от эпидемии, насколько это возможно, чтобы потом заражать и отравлять тех, кто мог бы остаться в живых, если бы он заботился о своем теле как должно. Таким образом, он становится виновным перед Богом за смерть своего ближнего и многократным убийцей.» (1527 г. М.Лютер про отношение к эпидемии)

«Написано также: не искушай Господа Бога твоего.» (Матфея 4:7)
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: