Benhorin | Дата: Вторник, 25.08.2015, 07:45 | Сообщение # 1 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 2149
Статус: Offline
| Подвергающий себя смертельной опасности приравнивается к самоубийце. А убивающий себя восстает против Бога, ибо Господь послал его в этот мир с определенной целью. И не самому человеку решать, когда покинуть живых. (Раби Бахья бен Йосеф бен Пакуда)
В стереотипах общественного сознания прочно укрепилось представление о том, что риск — благородное дело. В фольклоре, художественной литературе и кино воспевается бесстрашный герой, с готовностью идущий на смертельный риск во имя достижения светлой цели. Кумирами миллионов становятся отчаянные парни, переплывающие океан на утлой лодке, взбирающиеся на вершины высоких гор или побеждающие на виражах Формулы 1. А каково отношение Торы к подобным проявлениям мужества и отваги? Разрешено ли еврею рисковать своей жизнью? Начнем с самого «благородного» риска — риска во имя спасения жизни ближнего. Наверное, всем с детства помнится знаменитый суворовский принцип: сам погибай, а товарища выручай! Звучит, надо признаться, в высшей степени благородно. Что может быть возвышенней готовности пожертвовать собой ради спасения товарища из беды? А вот противоположная жизненная философия, выраженная известной пословицей: моя хата с краю, я ничего не знаю — заслуженно вызывала и продолжает вызывать общественное осуждение и порицание. Если мы откроем Тору, то увидим, что и в ней отвергается подобная жизненная позиция. В книге «Ваикра» (19—16) повелевается: «Не стой на крови ближнего своего!» [«Не восставай на жизнь ближнего твоего.» (Левит 19:16)] Что это означает? В Вавилонском Талмуде, в трактате «Санедрин» (лист 73) говорится следующее: — Откуда мы знаем, что человек, который видит тонущего в реке, попавшего в лапы диких зверей или окруженного разбойниками, обязан его спасти? Из стиха: «Не стой на крови ближнего своего». Раши так объясняет смысл этих слов: «Не останавливай себя при виде крови своего ближнего, а напротив, спаси его». «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих.» (Иоанна 15:13) Из Иерусалимского Талмуда выводится заключение о том, что есть обязанность спасать ближнего от смерти даже с риском для себя. Рабейну Йосеф Каро дает такое объяснение: Причина здесь в том, что спасатель лишь рискует погибнуть, в то время как жертва гибнет вне всякого сомнения, поэтому реальная гибель «пересиливает» вероятную. Но ситуации, когда спасателю грозит смертельная опасность, вступает в действие алахический принцип: моя жизнь предпочтительней жизни моего ближнего - если действие спасения сопряжено с риском для жизни — Тора освобождает еврея от заповеди спасения ближнего. Но возникает законный вопрос: какая доля риска освобождает от заповеди спасения ближнего? Ведь и наша повседневная жизнь тоже не свободна от опасности. Чего стоит, например, вождение машины по московским шоссе! И все же никому не придет в голову сказать, что еврей может уклониться от заповеди спасения жизни ближнего на основании опасения попасть в аварию на пути к месту назначения! Есть и еще один вопрос. Если еврей сам добровольно вызывается пойти на риск ради спасения ближнего, есть ли предел разрешенной доли риска? Для получения ответа нам нужно обратиться к респонсам (алахическим ответам) законоучителей. Однажды к великому мудрецу Торы раби Давиду бен Зимра (Радбаз, Египет, 16 век) обратились с просьбой высказать свое мнение по поводу одной реально произошедшей ситуации, в которой весьма образно проявляются дух времени и нравы мусульманских владык. Дело было так. Некий сатрап поставил еврея перед выбором. Либо тот соглашается на отсечение части тела, без которой можно жить, либо другой еврей будет казнен. Как поступать? Обязан ли еврей становиться инвалидом ради спасения жизни ближнего, или Тора не требует от него подобной жертвы? Некоторые авторитетные законоучители того поколения постановили, что еврей обязан пойти на это. Радбаз не соглашается с этим выводом: «Хотя обязан спасать его своим имуществом, не должен становится ради его спасения калекой. А ведь при отсечении органа, — замечает Радбаз, — вполне вероятна даже смерть от потери крови… В «Мишлей» [«Пути ее - пути приятные, и все стези ее - мирные.» (Притчи 3:17)] написано о Торе, что пути ее — пути приятные. Следовательно, ее заповеди должны соответствовать здравому смыслу. Если так, то как можно предположить, что еврей будет обязан законом Торы дать выколоть себе глаз или отсечь руку, ради того чтобы ближний остался в живых!» На основании этих аргументов Радбаз постановляет, что по букве закона еврей, конечно же, не обязан идти на подобную жертву, однако тот, кто добровольно решает идти на это, проявляет высшую меру благочестия (мидат хасидут), и его награда и доля в будущем мире очень велики.
Теперь поговорим о риске во имя исполнения какой-либо другой заповеди, а также о риске, разрешенном ради заработка. Раби Моше был задан вопрос, имеет ли еврей право быть профессиональным игроком в американский футбол, известный очень высоким уровнем травматизма. Ответ был таков. Так как лишь один из нескольких тысяч получает в процессе игры действительно серьезную, опасную для жизни травму, то еврею дозволено зарабатывать на жизнь подобным образом. Он привел мнение Талмуда в трактате «Баба Мция», лист 112. Там разбирается стих Торы в книге «Дварим» (24—15): «В конце дня дай ему (поденному работнику) его плату еще до захода солнца, ведь он беден, и к ней обращена душа его». В тексте стиха фигурирует слово «носэ», что означает буквально «возносить вверх» и поэтому прямой смысл стиха таков: ради нее он подвешивает душу свою. Поэтому в Талмуде сказано следующее: зачем он поднимается на строительные леса и висит на дереве, подвергая себя опасности? Разве не ради этой поденной платы? Раши поясняет, что речь ведется о еврее, работающем на стройке или на сборе урожая фруктов, когда требуется забираться высоко наверх с риском сорваться вниз и погибнуть. Мы видим отсюда, что еврей имеет право зарабатывать себе на жизнь, даже подвергая себя опасности. Однако рав Файнштейн определяет степень подобной опасности, как «небольшой риск», и лишь он является разрешенным ради заработка. Соответственно, по этому должно выходить, что количественная мера разрешенного риска для подобной цели выводится на основании статистических данных о проценте несчастных случаев на стройках. И еще пишет там рав Файнштейн, что, подвергая себя недозволенному риску, еврей преступает запрет самоубийства, который учится из запрета на убийство ближнего. Значит, если мера риска в пределах дозволенного, еврей имеет право не только рисковать самому, но и нанимать других людей на подобный риск. Иначе, замечает рав Файнштейн, хозяин не имел бы никакого права нанимать рабочих на стройку или на сбор плодов. Это относится лишь к дозволенному найму. Однако насильно принуждать человека совершать действия, сопряженные даже с небольшим риском, запрещено. Теперь нам осталось рассмотреть алахический статус риска «ради риска», то есть во имя самоутверждения, погони за острыми ощущениями или из-за лени соблюдать правила техники безопасности. На эту тему тоже имеется респонс. Раби Иехезкелю Ланда (Чехия, 18 в.) был задан вопрос: имеет ли право еврей, получивший в собственность обширные лесные угодья, охотиться в них на диких зверей ради развлечения, как принято у местных жителей? Во-первых, пишет рав Ланда, охота на зверей ради развлечения, будучи бездумным времяпровождением, пробуждающим жестокость и другие низменные инстинкты, подобает лишь Эйсаву — «человеку полей», но никак ни потомкам Яакова, о котором сказано, что он «муж праведный, сидящий в шатрах Торы». А во-вторых, охота на диких зверей сопряжена с немалым риском, а еврею строго запрещено подвергать себя опасности, если только он не вынужден идти на нее ради пропитания. Например, если он зарабатывает себе на хлеб лесной охотой. Отсюда мы учим, что еврею запрещено рисковать ради развлечения даже такой мерой риска, что разрешена для заработка. И потому все «экстремальные» виды спорта, такие как мотокросс, альпинизм, парашютный спорт и т.п. — безусловно запрещены для еврея, если только они не являются его профессией, которой он зарабатывает себе на жизнь (и при условии, что процент риска в них не превышает уровень риска строительных рабочих на стройке). То же самое относится и к рискованным путешествиям по пустыне, опасным экспедициям в джунгли, на полюс и т.п. Кроме того, нужно отметить, что и в самом Талмуде много раз упоминается запрет вводить себя в ситуацию, грозящую опасностью для жизни или здоровья, потому что этим нарушается повеление Торы «сохраняйте души свои». Например, в трактате «Шаббат» (лист 32) говорится, что все грехи человека взвешиваются на небесах всякий раз, когда тот сознательно вводит себя в опасность, например, проходя по ветхому мосту, готовому рухнуть в любой момент. И еще говорится там: пусть никогда не будет человек вводить себя в опасность, уповая на то, что Всевышний спасет его, сотворит ему чудо, так как возможно, не будет ему даровано чудо, а если и будет даровано, то за это будет списано с него соответствующая доля его заслуг за исполнение заповедей. «Написано также: не искушай Господа Бога твоего.» (Матфея 4:7)
|
|
| |