Benhorin | Дата: Воскресенье, 25.05.2014, 12:07 | Сообщение # 1 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 2149
Статус: Offline
| «Он сотворил луну для указания времен.» (Тегилим 103:19). Еврейские мудрецы говорят, что «народ Израиля отсчитывает время по Луне и уподобляется Луне». Есть две причины, по которым Луна уподобляется еврейскому народу. Так же как еврейский народ, Луна то больше, то меньше, то совсем не видна, и кажется, что она исчезла, но потом она вновь появляется и светит миру. Подобна этому судьба еврейского народа: кажется, что он уже рассеян, уничтожен, империи прошлись по нему, но потом он вдруг снова оживает, собирается и выходит на арену истории, а умершие империи и цивилизации сохраняются лишь как исторические памятники. И точно так же, как Луна светит отраженным светом, а не своим собственным, так и еврейский народ должен всегда помнить, что он светит человечеству отраженным светом. Не потому евреи так много дали миру, что они умнее других или лучше разбираются в жизни, или более нравственны, а потому, что это Всевышний дал нам Свою Тору, которую Он поручил нам сделать достоянием остального человечества. Еврейский календарь лунно-солнечный, благодаря этому каждая календарная дата всегда приходится не только на один и тот же сезон года, но и на одну и ту же фазу Луны. Месяцы начинаются только в новолуние — Рош Ходеш, как и Рош Ха-Шана — еврейский Новый год, Песах — всегда в полнолуние в начале весны, и так далее. Тора заповедала нам считать месяцы, и по этому правилу мы определяем даты еврейских праздников. Песах всегда празднуется 15 нисана, а Йом-Кипур — «в десятый день этого седьмого месяца [месяц тишрей]» (Ваикра 23: 27). И это полностью зависит от фаз луны. Но наряду с этим, Господь повелел нам праздновать Песах весной: «Соблюдай месяц авив (колосьев) и совершай Песах Господу, Богу твоему, ибо в месяце авив вывел тебя Господь, Бог твой, из Египта ночью.» (Дварим 16: 1). Следовательно, Песах должен праздноваться именно в весенний период. И тут возникает проблема. Если еврейский календарь будет построен только на основе фаз Луны, то каждый год Песах будет праздноваться на одиннадцать дней раньше. Например, если в этом году Песах выпадает на 15 апреля, то в следующем году это будет 4 апреля, а через год — в конце марта, потом в середине марта и так далее. Так получится, что в какой-то год мы будем праздновать Песах зимой! Поэтому, чтобы обеспечить празднование Песаха всегда весной, существует понятие високосного года. Каждые два-три года, когда Песах по лунному календарю выпадает на более ранние сроки, мы отодвигаем праздник на один месяц, добавляя второй месяц адор. Как объясняет Раши: «Прибавь к году тринадцатый месяц, то есть посредством прибавления месяца к зимнему периоду месяц авив отодвигается на более позднее время» (комментарий к Талмуду, трактат «Сангедрин» 11б). Именно поэтому в этом году мы праздновали Песах в середине апреля, так как нынешний год является високосным. Мы добавили целый месяц, чтобы в этом году Песах был весной, а не зимой. Итак, в основе еврейского календаря лежит смена фаз Луны, но он учитывает также и движение Земли вокруг Солнца. Почему это настолько важно для еврейского народа, что это была первая заповедь, которую Бог дал сынам Израиля после выхода из Египта? Солнце и Луна символизируют отношения между Всевышним и народом Израиля. Творец символизирует Солнце, а еврейский народ Луну. Солнце освещает Луну, сама Луна не имеет собственного света, она лишь отражает солнечный свет. Тем светом, что Луна получает от Солнца, она освещает землю. Так и еврей: его предназначение быть зеркалом, отражающим Божественный свет, поэтому он должен находиться в состоянии духовного равновесия на прямой линии с Богом, чтобы он мог получать этот свет, как сказано: «Ибо Бог Всесильный есть солнце и щит» (Тегилим 83:12). И поэтому мы обращаемся к Богу в мужском роде. Как известно, ребенок появляется на свет в результате слияния мужского и женского начала. При этом мужское начало является дающим, а женское — принимающим. Так же строятся отношения Творца и сынов Израиля: Бог — мужское начало (дающий свет, как Солнце), и кнессет Исраэль (община Израиля) — женское начало (получающие свет, как Луна). Поэтому народ Израиля называется «женой» Всевышнего, как сказано в книге Песнь песней.
|
|
| |