Benhorin | Дата: Среда, 17.09.2014, 08:17 | Сообщение # 1 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 2149
Статус: Offline
| «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его.» (Иоанн 1:1-5) Писание говорит нам, что мир был сотворен речью Творца, предложениями, словами, буквами. А что за речь, что за буквы, о чем именно говорится в Торе? Прежде всего давайте зададим принципиальный вопрос: а откуда у нас есть возможность и право говорить о Творце, о духовном творении мира языком человека из плоти и крови, с его земными представлениями? Когда говорим о речи Творца, то очевидно, что слово «речь» взято из бытия плотского человека и приписано непостижимой духовности Творца. Нам надо понимать, что о реальности Творца, как таковой, речи тут не идет. Не дано человеку такого понимания. О Творце можно говорить только с момента проявления Его воли сотворительной. Так вот о том, как эта воля была организована, Творец Сам раскрыл через пророков. Благодаря тому, что человек создан по образу и подобию Божьему, и все творение проявляется в строении человека, деление на части тела, их присоединение один к другому, - все намекает на строение духовных миров, и понять это можно, когда всмотримся в функционирование этих органов, когда поймем их формальный механизм и устройство, - все по подобию. Поэтому Тора употребляет символику человеческого тела, образов и даже чувств чтобы описать управление мира Творцом, никак не имея ввиду материальность этих образов, а только подобие. Так вот, благодаря подобию человека и мира можно понять, что имелось ввиду, когда утверждается, что Творец говорит? Имеется ввиду подобие речи, в том смысле, что весь механизм речи человека, его конструкция, условно говоря, подобна речи Творца, то есть тому процессу, по которому мир был сотворен. Поэтому давайте присмотримся к речи человека. Мы к нашей речи привыкли с детства, поэтому она у нас не вызывает никакого удивления. Но если присмотреться, то речь — это невероятное чудо. Во первых, оно присуще только человеку. Когда Тора описывает человека, то подчеркивается основное отличие от животного — умение говорить. Человек говорит — это суть его. Человек способен словами выразить свои мысли, желания, рассказать о фантазиях, что видел, что слышал... А как это происходит? Как речь зарождается? С чего она начинается? Гаон из Вильно описывает пять последовательных этапов речи. В начале у человека пробуждается смутное желание сказать. Вот оно и выводит человека из пассивного состояния, - желание. А затем оно порождает мысль или неопределенный образ, а после этого происходит невероятное — образное желание облекается в словесную форму и буквально звучит в человеке. Теперь желание становится определенным, словесным, и затем происходит самое загадочное — эта совершенно духовная словесная мысль трансформируется в материальную речь. Как это происходит? Для этого необходим вздох и выдох, чтобы породить звук. Необходимо движение воздуха, - без этого нет речи. Затем, как результат, этот подвижный воздух, ветер, руах, дух проходит через несколько фильтров и порождает звук. Фильтры — это некие ограничения этого движения воздуха. Есть в общей сложности пять фильтров, связанных с голосовыми связками. В горле порождаются гортанные звуки. Есть звуки нёба. Есть языка. Есть звуки, которые зубы создают. А есть губные. Каждый звук порождается отдельно. Человек дышит, и словесная мысль человека моментально пробуждает разные фильтры, которые меняют звук, как бы играют. Если я просто выдыхаю — звука нет. А если включаю фильтр — звук меняется. Тот же выдох, но это позволяет выразить разные оттенки звука. Тут только обратите внимание: не дыхание, а ограничение дыхания способно породить разные звуки. Запомните это, нам это принципиально, что ограничение дыхания рождает звуки. Теперь представьте, что у человека пошли звуки один за другим, как попало... Если так продолжится долго, скорее всего его отправят в дурдом. А как должно быть? Чтобы эти звуки были произнесены в определенной последовательности, в строгом порядке. Так рождается слово, несущее смысл. Это выражение первоначального желания человека. Когда человек говорит, он буквально потрясает воздух. Человек сказал, потряс воздух, и в течении мгновения эти звуки исчезли на веки вечные. А что если мы хотим эту мысль увековечить? Предположим, что это были важные, ценные слова, и надо их как-то сохранить, чтобы они превратились в реальность постоянную и для всех доступную... Как правило, каждому звуку соответствует условный знак — буква. И тогда буква к букве, и еще буква — и мысли человека зафиксированы, увековечены. Давайте подведем маленький промежуточный итог: если бы человек не обладал этой способностью — говорить и писать, то он никогда не смог бы свои мысли вывести в реальный мир. Они бы остались в нем внутри скрыты. Так для чего же они тогда появлялись бы? Поэтому в Торе говорится, что основная характеристика человека не гомосапиенс, не человек разумный, а человек говорящий, в том смысле, что если мысли есть, но они не высказаны, то есть не реализованы в каком-то действии или словесно, или письменно, или непосредственно в деянии, то нет в этом сути человеческой, нет в этом подобия Творцу. Поэтому суть человека наиболее выражена в его умении говорить. А если человек говорящий, то и само собой разумеется, что он и разумный, то есть обладает тем самым разумом, который может привести к возможности говорить. Мы попробовали понять, что есть процесс речи. Он начинается с желания, мысли, а потом человек ее произносит или записывает. Совершенно духовная мысль посредством или звуков, или букв, или устно, или письменно трансформировалась в материальную реальность. Появилось в этом мире то, что до этого никак не существовало. Это и есть прообраз творения. Условно говоря, творение материального из духовного. Получается, что звуки и их постоянное соответствие — буквы — это сырьевой материал, это те средства, которыми пользуется человек, чтобы выразить и реализовать свои желания, свои идеи. Так человек творит свою жизнь, подобно тому, как Творец сотворил мир. Давайте теперь перейдем к тому, что имеется ввиду под речью Творца, в чем она подобна речи человека? Это очень глубокая тема, которую учат годами... А сегодня мы только скажем в общем, поверхностно, саму идею связанную с этой темой. Вся наша реальность исходит из одной единой сущности Творца. О Самом Творце, о Его сущности у человека нет ни малейшего представления. Но с момента, когда проявилось Его желание сотворить мир, можно говорить о Нем в понимании Эйн Соф - אֵין סוֹף - бесконечность - обозначение Бога, отражающее Его непознаваемость вне связи с миром. Имеется ввиду не бесконечность в пространстве, а неограниченность Его возможностей творения. Поэтому первое, что произошло, - проявилась воля Творца ограничить Свои безграничные возможности, чтобы создать творение. То есть Творец ограничил Свою волю ради цели творения, чтобы творение могло принять Его воздействие. Как это произошло? Не за один раз, а поэтапно, в соответствии с уровнем должного восприятия самого творения. Чему это подобно? Приведем образный пример. Некий великий мудрец захотел обучить маленького ребенка. Если он его обучит сразу всей своей мудрости, то ребенок вообще ничего не поймет, знать ничего не будет и надолго не захочет ничего учить. Поэтому учителю приходится самому ограничивать свои бесконечные по отношению к ребенку знания и обучать ребенка только самому малому, элементарному, согласно уровню его понимания. Подрастет еще — тогда можно будет чуть больше обучить. Это принцип. Или приведу совершенно другое подобие. Воля Творца, породившая мир, является колоссальной энергией. В нашем понимании, колоссальная энергия сама по себе ничего не создает и даже наоборот, поэтому требуется ее ограничение для того, чтобы была возможность ее применения. Это как гигантская электростанция, которая производит скажем тысячу мегаватт электрической энергии. Если подадим прямо ее на холодильник, то скорее всего станет не холодно, а сгорит весь район. Для того, чтобы можно было пользоваться электричеством, строят огромные трансформаторы. От электростанции до холодильника ток проходит через несколько ограничений, сокращений таким образом, чтобы принимающий был способен это воспринять. Что мы из этого можем заключить? Что дыхание Творца, то есть энергия мира, разговор Его, чтобы он привел к созиданию, он должен пройти через ограничения, через фильтры, которые породят разные аспекты воли Творца. Надеюсь это вам уже напоминает механизм человеческой речи. Но это еще не все. Если будет из человека исходить сплошной поток звуков, то ничего осмысленного не будет сказано. Для того, чтобы получилось что-то осмысленное, должно произойти еще одно ограничение — звуки должны прерываться, чтобы появились слова. Интересно, что на языке Торы «слово» - это «мила» - מילה — слово, изречение, речь. Какой еще смысл этого слова — отрезать, отсекать, как в Брит мила - ברית מילה — Завет обрезания, отрезать. (Брит мила если перевести дословно, то получится Завет Слова. Между Богом и евреями был Завет хранить обрезание, а сегодня, когда разрушена стоящая посреди преграда, у нас Завет с Богом хранить Его Слово. - прим. адм.) Так творится осмысленное — ограничение. Но буквы — основа всему. Буквы — это те духовные силы, посредством которых Творец реализует Свою волю, поэтому проявление воли Творца описывают как речь. Вначале было состояние потенциального безграничного замысла Творца. Затем, чтобы произошла реализация, Творец ограничил Свой Божественный Свет посредством фильтров, и эта невероятная энергия реализовалась через сокращения в конечном итоге в материальные объекты. Это и называется речью Творца. Его энергию, Его дыхание Он Сам ограничивает, фильтрует, и фильтры как бы устанавливают порядок и порождают качественно совершенно другую реальность, условно подобную звукам и буквам. Это и есть причина того, что в Торе сказано о творении языком: «И сказал Бог: да будет свет. И стал свет.» (Бытие 1:3) И так повторяется в Торе десять раз. То есть мир был сотворен десятью речениями. Важно подчеркнуть более глубокое понимание подобия с речью. Вот смотрите: у человека, чтобы произошла реализация человеческой идеи до конца, необходимо пройти несколько стадий — в начале замысел в уме, затем подробный план на бумаге, а затем его осуществление долго и упорно многочисленными рабочими на стройке. То есть у человека для осуществления замысла надо много промежуточных этапов и средств для его осуществления, и все они не совсем связаны с обладателем первоначальных идей напрямую. А вот когда мы говорим о творении, не имеется ввиду, что Творец сотворил мир при помощи разных средств и орудий. Желание Творца сотворить — и есть реализация, и подобие этого в человеческих понятиях в речи, ведь речь — это непосредственное раскрытие желания, поэтому у Творца сама реализация замысла не требует времени, а только тот же замысел, спускаясь в более низкие миры, проходит как бы процесс уплотнения. В одном слове, под речью Творца Тора понимает процесс материализации Божественной воли. Обратите внимание, что только на языке Торы на первый взгляд не связанные друг с другом слова «вещь» и «говорить» имеют один и тот же корень דבר — давар и дибур. Обратимся к древнееврейским источникам. Первым, кто искал Истину этого мира, был праотец Авраам. Из общих описаний мы знаем, как с детства он искал Творца, как постиг реальность Творца. Но что конкретно он раскрыл, что постиг? Авраам первый в мире раскрыл сам порядок мира. Он искал то, на чем весь мир был основан — те самые элементарные основы, при помощи которых весь мир был порожден. И он докопался до этих первичных основ мира, дошел до их духовных корней, пробудил их, и вот поэтому Творец ему и раскрылся. И эти знания Авраам передал своим детям, и передаваясь из поколения в поколение эти знания дошли до рабби Акивы, и он записал их в книгу, известную как Сефер Йецира (ספר יצירה - Книга творения). В этой книге, как и в трудах других пророков и мудрецов, таких как «Буквы рабби Акивы», «Зоар», описывается процесс духовного творения. Попробуем немного понять, как постепенно от простого к сложному были заложены основы этого мира. Когда мы видим наш мир, такой невероятно сложный и многообразный, совершенно ясно и понятно, что с чего-то все началось. Есть простейшие элементарные основы, на которых все строится. С точки зрения порядка (снова, только под углом нашего рассмотрения) все началось с точки. Все началось с простейшего, самого элементарного, но все в себе уже содержавшего — с точки. Точка — это самое абстрактное понятие. Точка включат в себе все. Там заложен потенциал всего. Что за потенциал? Точка не существовала сама по себе. Она была полна Светом, Духом Творца — это был ее потенциал. И когда на то была воля Творца, эта точка начала расширяться во все стороны, породив моментально дополнительное пространство, а в ней элементарные основы всего в мире — линия, радиус и круг. И этот процесс перехода от точки к новой реальности проходил четыре этапа (мы их разбирать не будем), и как результат, в конечном итоге этот круг разбился на тридцать две части. Тридцать две части — это отношение длины окружности к диаметру, с учетом существования центра, умноженное на десять. Подробные объяснения можно найти в комментариях Виленского Гаона на книгу «Созидание». И вот посредством этих основ и был сотворен мир. Тридцать две части тоже имеют порядок. В начале из четырех этапного процесса исходит десять — это десять сфирот. Как уже упомянули, это общая энергия творения, устанавливающая порядок, фильтры для восприятия. Так вот они управляют миром. Но у них нет возможности реализовать частные детали идеи. Необходимо специфическое дробление и конкретные силы реализации. Так вот эти частные силы произошли из нижней десятой сфиры, и они то и называются буквами. В общей сложности есть двадцать две энергетические единицы, двадцать два кирпичика вселенной. На самом деле не двадцать два, а три, и семь, и двенадцать. Написано в Торе: «Берешит бара Элоким эт а-шамаим эт а-арец...» - «בְּרֵאשִׁית בָּרָא אֱלֹהִים אֵת הַשָּׁמַיִם וְאֵת הָאָרֶץ» - «В начале сотворил Бог небо и землю.» (Быт.1:1) Слово «אֵת» - пишется Алефא и Тав ת. Алеф — это первая буква алфавита, а Тав — это последняя буква алфавита. Комментируют мудрецы, что вначале Творец сотворил буквы, то есть алфавит — двадцать две буквы, - это двадцать две первичные силы, посредством которых мир был создан. Посредством их воля Творца была реализована. Как более конкретно это можно понять? Сказано в книге Творения, что Творец творил мир тремя саперим. Одно из прочтений этого слова — это сефер, сфар и сипур. Что это значит? Комментируют мудрецы, что мир сотворился посредством формы букв, их численных значений и их произношением. Начнем с формы букв. Мидраш говорит, что до творения Тора была написана черным огнем по белому огню. Как это понять? Если солнце светит, то нет смысла зажигать свечу. А если захотим пользоваться светом свечи, то надо солнце заслонить. Так и тут, первородный Божественный Свет окутывал все, и не было места творению. Поэтому Творец как бы устранил, ограничил Свое присутствие, дал возможность свету более слабому проявиться на фоне света сильного. То есть там, где проявился свет ограниченный, - это называют черным огнем. А там, где продолжает находиться свет Творца изначальный — это огонь белый, как бы фон. Это и есть порождение букв. Надеюсь, что это правильно будет пониматься, так как все это очень условно, ведь самих букв тогда на самом деле не было, а были только их прообразы. И так, в каком порядке все вышло? В начале появилась простейшая основа, о которой мы говорили, - точка. Точка — это буква – י — Йуд. Дотроньтесь ручкой до бумаги и у вас тут же появится Йуд. Теперь потяните, расширьте ее в одну сторону, - что получится? Буква – ו — Вав — прямая. Это первичная линия, а от нее и кривая. В конечном итоге все остальные буквы составлены из точки и палочки, из Йуда и Вава. В первую очередь буква – ה — Хей. Таким образом порождается первая устойчивая основа всех процессов в мире — четырех буквенное Имя Творца – יהוה - то самое, которое мы не произносим. И теперь из этих четырех букв были сотворены все остальные. Буква — это как бы сосуд, содержавший свет Творца. Если присмотреться к буквам, то заметим, что есть которые открыты вправо, а есть влево, есть сверху, а есть снизу, есть которые замкнуты и белый огонь внутри, - все это имеет глубокий смысл. Это меняет их духовную ориентацию. Где меньше черного, тем самым там больше белого. Другими словами, чем меньше буква, тем меньше там черного огня, и больше присутствия огня белого. К примеру, Йуд — это буква, где присутствие света наибольшее, но он всецело спрятан внутри, как бы скрыт. А Вав, как палочка, - это символ расширения освещения, поэтому другие буквы, которые составляются из Йуда и Вава, к примеру буква Алеф, соответственно с этим и получает свое значение. И так в остальных буквах. Как результат, каждая буква несет свой уникальный свет и возможности в этот мир. Перейдем ко второй составляющей — это числовое значение. Тут надо понять. Каждой букве по порядку соответствует ее цифра. Алеф — это один. Бет — это два. Гимел — три. И так далее. Число — это еще более первичное понятие, чем буква, и является ее неразрывной частью. Буква без ее числового значения сама по себе не существует, поэтому числовое значение букв во многом раскрывает их суть. А отсюда можно понять, почему мудрецы зачастую занимаются арифметикой и приводят числовые значения слов. Это называется Гематрия. Суть Гематрии в том, что всякий предмет, объект имеет свой прообраз в духовном мире, тот самый корень, из которого он развился. А как этот прообраз был порожден? Мы уже знаем — буквами. А за ними что стоит? - Их числовое значение. Значит, численные значения, выражающие определенный смысл, существуют у всех объектов в мире. И если окажется, что численные значения у двух или более объектов тождественны, - это намекает и на определенное тождество их сущности. Поэтому любое численное тождество слов намекает на какой-то общий смысл. Это и есть основа понимания Гематрии. Приведем известный наглядный пример. Как называют отца на Лашон а-Койдеш? - אב — Ав. Это слово состоит из букв Алеф и Бет. Алеф — это один. Бет — это два. То есть отцом мы становимся только с момента, когда у нас появляется некто еще подобный нам. Интересно, что в начале идет буква Алеф — один, человек сам, а когда у него рождается сын, то добавляется буква Бет — два. Вот только тогда становится он отцом. А кто там еще есть? Там есть еще жена... Теперь посмотрите, какая Гематрия слова «Отец» - «Ав»? Один и два — равно три. Когда у нас есть мама, папа и ребенок. Давайте теперь обратим внимание на маму. Как слово «Мать» звучит на иврите? - אם — Эм — Алеф и Мем. Алеф — это один. Мем — это сорок. Надо также знать, что четыре это прообраз всех процессов, то есть всего размножения, что есть в мире. А выражается это добавкой десятки — четыре на десять — это сорок. Так или иначе Эм — это Алеф и Мем, один и сорок — сорок один. Давайте теперь соберем вместе папу и маму — Ав — это три, Эм — это сорок один, и получится вместе сорок четыре. Теперь, когда есть папа и мама, то кто должен там быть? - Ребенок. Как на иврите ребенок? - ילד — Йелид. Давайте посчитаем его гематрию — Йуд, Ламед, Далет. Йуд - десять. Ламед — тридцать. Далет — четыре. В общей сложности — сорок четыре. Это пример тождественности числовых значений, которые отражают внутреннюю суть и смысл этих слов. Или другой пример. Утроба матери на иврите – רחם — Рехем. Давайте посчитаем Гематрию — получится двести сорок восемь. Что там происходит внутри? - Фабрика по производству человека. Из скольких частей человек состоит? - Из двухсот сорока восьми. От сюда, кстати, и корень слова – רחמים — Рахамим — жалость, сочувствие, милосердие, сострадание. Нет милосердия большего, чем у мамы к своему ребенку. Он сотворен в ней. Эта тема колоссальна сама по себе, и тут мы затронули ее только в общем и поверхностно. Пойдем дальше. Третья составляющая, после формы и численного значения букв, - это их произношение. Смысл этого, что значит произнести, - это извлечь потенциал буквы из состояния скрытого в реальность, то есть реализовать замысел. Это уже основной этап творения. Тут есть интересная деталь. Упомянутые двадцать две буквы — это только согласные буквы. Они являются основами. Это – כלי — Кли — сосуд. Поэтому они сами по себе пассивны. Это результат. Другими словами, они не произносимы. Для того, чтобы человек мог произносить их, чтобы эти согласные оживить, необходимы гласные звуки. Они есть и называются Никуд. Так вот эти огласовки, эти точки прячутся внутри и указывают, как должна звучать при произнесении вслух каждая согласная буква. Это внутренний свет этого сосуда. В общей сложности есть десять огласовок, десять гласных звуков. Это тоже надеюсь вам тоже что-то напоминает. Кроме этого существуют и дополнительные составляющие произношения — это Таамим. Они записываются в форме специальных значков, расположенных либо над, либо под, либо в конце слова, и основных Таамим тринадцать. Всего существует свыше двадцати видов Таамим (напевов) — именно они создают окончательную форму прочтения Торы. Именно Таамим раскрывают не только внутренний смысл слова, но и всей фразы. И так, что мы видим? Что буква представляет определенную силу, и она представляется или своим начертанием, своими возможными сочетаниями с остальными буквами, своей возможной огласовкой, коронами, нотными знаками, своим числовым значением — все вместе составляет силу творящую. Все это очень необыкновенно сложная и глубокая тема. Все это было только вступление, а теперь основное — как из кирпичиков строится живое? Как из букв составляются слова? Ведь каждая буква не несет законченный смысл сам по себе. И только соединение букв, их буквосочетание, порождает смысл, озарение — вот это и есть жизнь. Давайте по порядку. Возьмем произвольные три буквы — скажем О, М, Д. Что получилось? - Бессмысленный набор букв. Теперь поменяйте порядок, что получится? - Дом. Это уже превратилось в слово, которое несет в себе смысл. В нашем понимании породилась жизнь. А что привело к этому? - Всего лишь навсего количество и порядок. Только эти буквы и только в этом порядке. Другими словами, правильное количество и порядок породило смысл, новое качество, новую форму, новый сосуд, породило жизнь. А неправильное — бессмысленность, хаос, отсутствие жизни. Вот это и есть коды творения. В общей сложности есть двадцать две буквы. Как из них образовался мир? Десятью упомянутыми в Торе речениями. Но эти силы общие. Они сами не могут ничего осуществить. Необходимо дробление, разбиение на частные составляющие, которые позволят реализацию. Вот эту функцию и выполняют двадцать две буквы, и каждая из них, это одно из выражений сил жизни. Эти силы встречаются, переплетаются во всех возможных комбинациях, путем сочетания и смен букв, подстановок букв, их численных значений, все это при прохождении, как сказано в книге Сефер Йецира, через двести тридцать одни врата в прямом и обратном порядке, и создают в конечном итоге базу колоссальной земной жизни, облекаясь в отдельное творение и давая ему существование. Двести тридцать одни врата перестановки двадцати двух букв — это двести тридцать одна возможность, как каждая буква может присоединяться к другой — Алеф и Бет, Алеф и Гимель, Алеф и Далет и так далее... Если двадцать два умножить на двадцать один, то получится четыреста шестьдесят два. А так как они появляются и наоборот, в другом порядке, то всего возможностей, разделите это на два и получите двести тридцать одну комбинацию. Вот по этой матрице буквы могут меняться, создавая практически неограниченное число комбинаций. Так и происходила реализация творения. В начале общий единый корень, а затем раздробление. Каждая буква несет разный энергетический потенциал. Каждая новая комбинация — это новые силы в мире, который буквы представляют. Как в химии, буквы что-то выражают, как условные выражения химический элементов. Например, если в Торе написано слово – אָדָם — Адам — человек, - это имя первого человека, то его суть находится в этих трех буквах — Алеф, Далет Мем. Это как бы его генетический код. Из него посредством раздробления начинает появляться конкретный прообраз человека. Ведь каждая буква сама состоит из букв. Алеф — это Алеф, Ламед, Пей. Далет — это Далет, Ламед, Тав. И так далее. Информация. Как появляется человек? Что там в начале? Капля, зигота — клетка, которая образовалась в результате оплодотворения. И что это — человек? Посмотрите под микроскопом — там нет никакого человека... Это клетка. А где там в ней человек? В хромосомах. То есть человек вначале находится в виде набора информации. Все начинается не с человека, а с его закодированного прообраза, и не более того. И только примерно через тридцать часов эта клетка начинает с огромной скоростью дробиться, разделяться, и таким образом этот информационный прототип путем разделения и дифференциации стал реализоваться в реальность, вышел из потенциала в явную форму. Так появился зародыш, маленький человечек. Вас это не поражает? Надо это все рассказывать про буквы? Понятно, что для многих мысль о том, что мир сотворен как конечный результат Божественной речи из каких-то двадцати двух букв, слышится как какая-то дикая идея. Это должно потрясать. Тяжело это переварить, но наш материальный мир, вся природа сотворены элементарными составляющими, из одних и тех же основ-кирпичиков, точнее из тех же веществ, еще точнее из тех же химических элементов. Все вокруг видится, как разные вещи, но на самом деле все состоит из одних и тех же элементов, только в разных пропорциях. А все эти разные химические вещества состоят из одних и тех же основ — протонов, электронов, нейтронов. Взять, к примеру, азот и кислород — они обладают сильно разными свойствами, но состоят из практически тех же составляющих. Скажите, какая разница пару несчастных протонов, нейтронов? Но это меняет принципиально их свойства, делает совсем другим веществом. Мы видим, что весь мир состоит из чего-то элементарного, и путем количества и правильного порядка все разрастается в нашу невероятную вселенную. А теперь давайте очень коротко рассмотрим наоборот — поднимемся от основ к многообразию, как оно составляется? Давайте присмотримся. В начале образуются самые разные химические основы и их количество ограничено. Но если подняться на уровень выше, уже от атома к молекуле — тут уже можно их составлять совершенно по другому. Тогда получаются необыкновенные сочетания, порождающие уже огромное количество материалов. То же количество атомов, но порядок другой — и уже материал другой. Надеюсь, что аналогия ясна — это подобно тому, как буквы составляют разные слова, а потом предложения. Это все в мире неживом. А что с миром органическим? Мы видим те же принципы. Из органических основ происходит колоссальное разнообразие животного мира. Обратим внимание на органические молекулы — аминокислоты, белки. Когда они составляются в строгой последовательности, они вдруг получают невероятную возможность себя воспроизводить. И это определяет их как живую материю. Как образуется жизнь? Все, что есть в этом мире, существует для того, чтобы была жизнь. Говоря о сочетаниях букв, надо подчеркнуть, что только определенное количество и порядок порождает смысл, и аллегорически можно сказать, что это порождает и жизнь. Чтобы это понять, давайте обратимся непосредственно к тому, что в природе порождает жизнь, что является живым, что отделяет живое от неживого. С точки зрения современной биологии, основная составляющая жизни — это самовоспроизводимость — способность живого организма к размножению, рождению себе подобных. И как это происходит, на чем это основано? Основа биологической жизни построена на биологических молекулах, в первую очередь на молекулах белка. Именно они способны размножаться. В этом смысле, белок — молекула жизни. Формально молекула белка представляет собой цепочку или несколько цепочек, состоящих из другой сложной молекулы — из аминокислоты. Эти аминокислоты расположены в белке в строго определенной последовательности, и это определяет строение белка, а следовательно все его биологические свойства. Самые простые молекулы белка содержат около пятидесяти аминокислот, а есть такие, в которых число аминокислот превышает тысячи. Так вот, биологи утверждают, что недостаток, избыток или же изменение места расположения хотя бы одной аминокислоты в строении белка, превращает белок в бесполезное, нежизнеспособное скопление молекул. Каждая молекула аминокислоты должна находиться в точно определенном месте и исполнять свои функции. Только так это порождает жизнь. Что это значит? Что и в природе количество и порядок порождают смысл, то есть жизнь. Жизнь — это точное количество основ, расположенных в правильном порядке. Как мы видим, это правило соблюдается и в духовности, в буквах, так и в нашей материальной реальности, в биомолекулах. Недавно я обратил внимание на интересную деталь. Это мое личное наблюдение, поэтому необязательно его принимать, но оно очень интересное. Знаете из скольких видов аминокислот состоят белки? Из двадцати. В процессе биосинтеза белка, в составляющую его цепь включается двадцать важнейших аминокислот, кодируемых генетически кодом. Эти аминокислоты называются стандартными. Но вот что интересно. Во всех современных изданиях указывают на присутствие еще двух аминокислот. Их называют селеноцистеин и пирролизин. Они не входят изначально в стандартный набор, так как не присутствуют во всех белках. Так или иначе их сейчас причисляют к двадцати двум стандартным аминокислотам. Итак, сколько в общей сложности есть аминокислот, составляющих белок, порождающий жизнь? Двадцать две. И кстати, этот набор аминокислот универсален почти для всех живых организмов. Так и должно быть согласно двадцати двух букв Лашон а-Койдеш! Кто-то может сказать, что это подогнано, потому что есть двадцать аминокислот и две непостоянные... Верно. А вы знаете язык Торы? Скажите, все двадцать две буквы постоянны в словах? Нет. Есть две буквы, которые могут появиться, а могут не появиться. Какие это буквы? Те же самые — Йуд и Вав. Без комментариев. Итак, не каждое сочетание букв несет в себе смысл жизни. Не каждое сочетание аминокислот приводит к жизнеспособности. Надо знать порядок. Это как код к сейфу — если не знаешь — крутить бесполезно. В мире есть коды. Они в буквах. Каждая буква — это другая энергетическая единица. Порядок их составления — это и есть порождение жизни. Но это еще не все. Мы говорили о самой жизни. А теперь обратим внимание, что ее образует. Где та направляющая рука, которая порождает порядок? Другими словами, как эти аминокислоты знают, что надо попасть точно в нужное место? Информация об этом, в какой последовательности они должны находиться в белке, находится в гене данного белка. Эта информация закодирована в ДНК - Дезоксирибонуклеиновая кислота. Как? В виде последовательности органических соединений, называемых — Нуклеотиды. Одной аминокислоте соответствует ДНК-последовательность из трех Нуклеотидов, так называемый Триплет, или Кодон его еще называют. С химической точки зрения ДНК — это длинная полимерная молекула, состоящая из повторяющихся блоков — Нуклеотидов. Это просто код информации, программа. Вы знаете сколько в общей сложности есть таких основ — Нуклеотидов, которые определяют порядок? Вы не поверите — их четыре! В ДНК используется только четыре Нуклеотида — Аденин, Гуанин, Цитазин и Тимин. Их в биологии обозначают буквами — А, Г, Ц, Т. Эти буквы составляют как бы алфавит генетического кода. И уже из него выстраиваются в цепочки последовательности генетических букв. И геном человека так же устроен — это некий код или другими словами запись, состоящая образно говоря из букв. И хотя их всего четыре, но из-за трехмерности в геноме человека они порождают более трех миллиардов позиций. То есть генетический код, основа жизни, который универсален для всех живущих на земле существ, триплеты, которые кодируют аминокислоты, и все основано только на четырех прообразах. Тут снова напрашивается очевидная аналогия, что все, включая двадцать две буквы, было порождено четырьмя основами. Любой процесс, любой порядок порождается четырьмя основами, теми самыми, которые исходят из основных четырех порождений сил мира — от четырех букв Имени Творца. Все началось с этих четырех букв. Отсюда четыре силы взаимодействия, отсюда четыре основы генома, и все четверки, которые есть в Торе... Все очень не просто... Хочется сделать несколько выводов. Если мы понимаем, что мир был сотворен буквами, то очень многое заодно проясняется в нашей еврейской жизни. Во первых, даже приблизительно осознав изложенную идею человеческой речи, что это подобие творения, можно понять Тора так строго относится к речи человека. Вы обратили внимание? Ведь получается, что когда человек говорит, то происходит процесс творения. Желание человека, его духовное, абстрактное намерение трансформируется в материальную реальность. И если о подобии речь идет, то какова ответственность за все, что человек творит своей речью? Ведь сотворение мира началось с желания Творца воздать из Своего Добра. Желание Творца — это само Добро. Именно это Добро, подобие речи, оно сотворило мир. Поэтому и речь человека должна творить добро. И речь человеку дана для мудрости и милосердия, чтобы строить миры своими устами. А он что творит своей речью?... Злословие, сплетни, сквернословие... Это ничего не строит. Это только разрушает. Вот поэтому Тора так строго повелевает следить за своей речью. Нельзя нам пользоваться этим инструментом для чего-то другого. Речь должна быть чиста, без трех этажей. Сквернословить — это самое нееврейское занятие... Во вторых, мы лучше поймем, почему надо молиться не про себя, а говорить, произносить слова молитвы. Кстати, и учиться надо точно так же вслух, не про себя. Это производит другой вид энергии. Теперь мы понимаем почему, потому что так что-то творится. Только так создается творение. За одно яснее становится почему так важно молиться именно теми словами, то есть буквами, которые установили нам пророки. По этой причине, даже когда человек не понимает и не вкладывает смысл в произносимое (не смотря на то, что изначально это делать нельзя), но если так уж помолился, то и в этом есть определенная ценность. По крайней мере он произнес эти буквы. Это ценность сама по себе. В третьих, теперь можно легче понять, почему нельзя произносить Имя Творца. Почему даже нельзя выбрасывать листки бумаги, где написаны Имена Творца. Их хоронят, гниза называется (גְּנִיזָה — хранилище). Легче понять, почему такие жесткие требования к писанию мезузот, тфилин, уж не говоря про саму Тору. В четвертых, написано в древних книгах, что правописание исходит из части души, состоящей из букв, поэтому нет двух людей, которые пишут одинаково. Так же как и нет двух похожих душ. А отсюда весь источник графологии — почерк человека свидетельствует о его душевных качествах. А за одно поймем и явление совершенно чудесное, просто чудо перед глазами — это Лашон а-Койдеш — язык Торы, тот самый, который послужил основой сотворения мира, и тот самый, которым написана Тора. На нем говорил Адам и все человечество до вавилонской башни. Не знаю как кому, но для меня нет ничего вокруг более непосредственно убедительного, чем явное чудо нашего святого языка - Лашон а-Койдеш.
По лекции рава Ашера Кушнира «Сотворение мира буквами»
Барух ХаШем! ברוך השם
|
|
| |