Benhorin | Дата: Вторник, 04.03.2025, 19:29 | Сообщение # 16 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 2188
Статус: Offline
| Пурим учит нас, как можно сделать самые фундаментальные и фантастические исправления в этом мире. Что это за исправления и как их совершить? Первый и очень еврейский вопрос: за что тогда евреи получили смертный приговор? Отвечают мудрецы: за то, что пошли и наслаждались пиром Ахашвероша. А евреи, которые не были в Шушане? - За то что поклонились идолу, которому всех заставили кланяться под угрозой смертной казни (Даниил 3:4,5). Секундочку. Но за то, что евреи пошли на пир, не полагается смертная казнь. Более того, еда была абсолютно кашерной, вино абсолютно кашерно, и никто никого не заставлял есть или пить. Да и как можно отказаться, если сам царь приглашает, говоря, что все будет по еврейскому закону? В чем проблема? Придя на пир, евреи увидели Ахашвероша, одетого в облачение Первосвященника, и на столах Храмовые сосуды и утварь (Мегила, 11б). Ахашверош неправильно рассчитал срок, когда евреи должны были вернуться из галута, и решив, что Храм уже никогда не будет отстроен, в честь этого устроил пир (Мегила, 12а). Спрашивают комментаторы: увидев и поняв все это, у кого кусок мог полезть в горло? Ну ладно, если бы что-то ели, боясь показаться невежливыми и, возможно, лишиться из-за этого жизни. Но получать удовольствие?! Это был хилул hа-Шем - оскорбление Имени Всевышнего. Такой проступок не искупляется ни тшувой, ни Йом Киппуром, ни страданиями, а только смертью. Еда как хилул hа-Шем? Что это нам напоминает? Конечно, Эдемский сад, где еда привела к тому, что в мир пришла смерть. А поклонение идолу возвращает нас к поклонению золотому тельцу, когда еврейский народ, исправив ошибку Адама во время Синайского откровения, а потом создав тельца, вернул смерть еще раз. И это тоже был хилул hа-Шем.
Итак, два серьезнейших проступка, от которых казалось бы нет лекарства. И тем не менее мы знаем, что Мордехаю и Эстер это удалось. Каким образом? Рав Бенцион Тверский приводит вопрос из Талмуда: зачем нам указывают на полную родословную Мордехая: сын Яира, сын Шимъи, сын Киша? И Талмуд (Мегила, 12б) отвечает: сын Яира – он просветил (האיר - hеир) глаза Израиля молитвой. Шимъи – он научил, что Творец слышит (שמע - шама) наши молитвы. Киш – он постучал (הקיש - hикиш) в Ворота Милосердия, и они были открыты для него. Мордехай выучил у Моше-Рабейну силу молитвы. Ведь именно молитва Моше-Рабейну спасла еврейский народ после изготовления золотого тельца. Написано в Талмуде (Рош hа-Шана, 18а): «Говорит рав Меир: два человека болеют одной и той же смертельной болезнью, два человека за один и тот же проступок осуждены на смертную казнь. И в том и другом случае оба молятся. Один вылечивается, другой нет. Одного убивают, другого нет. В чем разница?» Отвечает Талмуд: «Один молится полноценной молитвой, другой нет».
Что такое полноценная молитва? Ведь, конечно, и в том и другом случае люди молятся от всего сердца. Полноценная молитва – молитва, сказанная всем сердцем и всей душой, самое главное с полной уверенностью в силе молитвы. Именно эта уверенность и производит разницу в результате. Становится понятно, почему Талмуд акцентирует именно этот аспект в родословной Мордехая. Мордехай бен-Яир научил, открыл глаза евреям на силу молитвы. Мордехай бен-Шимъи научил молиться с полной уверенностью быть услышанным. Бог, Творец – это Тот, Который слышит, а если не слышит – это божок. Мордехай бен-Киш научил стучать в Ворота милосердия.
Есть два вида тшувы: из трепета и из любви. Тшува из трепета не исправляет промах осквернения Имени Творца. А «полноценная» молитва и тшува из любви, подчеркивает Бельзер-рав, исправляют даже оскорбление Имени Творца. Евреи в Пурим приняли Тору из любви, и эта тшува и правильная молитва перевернули, преобразовали, перенаправили энергию пира Ахашвероша и поклонение идолу.
Вот еще один аспект известного пуримского выражения - להיפך הוא леhифех hу (все перевернулось для него наоборот). Не только план Амана обратился против него, но тшува из любви, молитва, совершенная с полным доверием к ее силе, и цдака оказались способными перевернуть, перенаправить в обратную сторону энергию самых страшных промахов.
Эффект цдаки, даваемой нами в Пурим, тоже не обычен. Мы даем всем просящим без разбора, и поэтому – мера за меру – нам тоже дают хесед без разбора. А уж о важности молитвы, с полным пониманием ее силы, в сегодняшней ситуации, и говорить не приходится. Хаг Пурим Самеах!
(Рав Ефим Свирский)
|
|
| |
Benhorin | Дата: Воскресенье, 09.03.2025, 13:18 | Сообщение # 17 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 2188
Статус: Offline
| Пурим - радость и милосердие... Заповеди Пурима перечислены в стихе: «... сделать их днями пиршества и веселья, посылая подарки друг другу и подаяния бедным» (Эстер 9:22). Заповедь радости в Пурим отличается особым характером, так как она выражается в том числе и в физических удовольствиях. Как во времена Ахашвероша под угрозой оказались и дух народа Израиля, и его физическое существование, так и радость Пурима должна затрагивать и духовные, и физические аспекты. Поэтому кроме заповеди чтения Свитка Эстер, которая выражает духовную сторону человека, в Пурим есть и заповедь устраивать трапезу, во время которой мы будем пировать и веселиться. Радость должна проявляться в умножении любви и единства в народе Израиля с помощью исполнения заповедей посылания подарков друг другу и подаяния бедным, ибо это истинная радость, она выражает торжество жизни, так как благодаря ей растет наша любовь к творениям Всевышнего. Пурим – особый день, в который единство Израиля проявляется с особой силой. Указ злодея Амана был направлен против всех евреев: праведников и грешников, бедных и богатых. Злоумышление наших ненавистников относится к каждому из народа Божьего, поэтому ненавистники и хотели истребить всех нас. А Святой, благословен Он, спас весь Свой народ и превратил нашу скорбь в радость. Поэтому радость Пурима должна стать достоянием всего народа Божьего, в знак чего нам было заповедано посылать подарки друг другу и подаяния бедным.
«Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас. Что мы пребываем в Нем и Он в нас, узнаем из того, что Он дал нам от Духа Своего.» (1-е Иоанна 4:12,13)
|
|
| |