שבת - Вопрос по четвертой заповеди
|
|
Benhorin | Дата: Пятница, 10.02.2023, 08:36 | Сообщение # 31 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 2149
Статус: Offline
| Когда заканчивается Шаббат? Меня затронула эта тема, потому что не один раз сталкивался с тем, что люди после субботнего собрания вечером начинают бегать по магазинам и решать свои бытовые вопросы. А когда напоминаешь им, что сегодня суббота, они отвечают, что уже вечер, и суббота закончилась. Но так ли говорит Писание? Не нарушаем ли мы заповедь Божью таким поведением? Строго по букве закона Шаббат заканчивается вечером, но...
Что говорит нам заповедь? «Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его.» (Исход 20:8-11)
Не должен работать ни я, ни кто-то другой на меня. А для того, чтобы я мог вечером субботы сходить в магазин, кто-то должен выйти на работу в Шаббат и проработать целый день ради удовлетворения моей прихоти.
Практически каждый, кто сталкивался с вопросом соблюдения субботы, слышал о том, что суббота празднуется от вечера до вечера.
«Это для вас суббота покоя, и смиряйте души ваши, с вечера девятого дня месяца; от вечера до вечера празднуйте субботу вашу.» (Левит 23:32) Если рассматривать этот стих, то очень сомнительно отношение этого места к отсчету дней, так как это говорится только при описании нюансов празднования Йом Киппур - Дня Искупления и больше нигде.
31 час Шаббата (Ламед Алеф часов) Ари а-Кадош пишет, что к Шаббату надо прибавить часы до и после, чтобы он продолжался 31 час. И намек на это мы видим в Торе, в заповеди «Помни день Шаббатний». По подсчету Рамбама - это 31 заповедь Торы. Шаббат - это выделенный, святой день - Кодеш. А написано о Кодеш - добавь пятую часть к нему.
«Если кто посвящает дом свой в святыню (קֹדֶשׁ) Господу (יְהוָֹה)... если же посвятивший захочет выкупить дом свой, то пусть прибавит пятую часть серебра оценки твоей, и тогда будет его.» (Левит 27:14-15)
По Торе соблюдение Шаббата - 25 часов. Если прибавить к 25 часам Кдуши Шаббата пятую часть, то получится 30 часов.
(Тамар Антопольски, По книге Бней Иссахар) «После сего, когда смеркалось у ворот Иерусалимских, перед субботою, я велел запирать двери и сказал, чтобы не отпирали их до утра после субботы. И слуг моих я ставил у ворот, чтобы никакая ноша не проходила в день субботний. И ночевали торговцы и продавцы всякого товара вне Иерусалима раз и два. Но я строго выговорил им и сказал им: зачем вы ночуете возле стены? Если сделаете это в другой раз, я наложу руку на вас. С того времени они не приходили в субботу.» (Неемия 13:19-21) Тут говорится, что ворота зарывали «когда смеркалось у ворот Иерусалимских, перед субботою», то есть вечер пятницы - это был вечер пятницы, вечер перед субботой, и не открывали ворота «до утра после субботы», когда суббота заканчивалась, то есть утром воскресенья. Если бы суббота заканчивалась вечером субботы, то почему бы тогда и не впустить было торговцев из Тира, которые ждали под воротами? Но их держали до утра после субботы, до окончания субботы.
Еще одно место, касающееся этого вопроса: «По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб.» (Матфея 28:1) Давайте рассмотрим подробнее. «По прошествии же субботы...» Когда? Вечером? Нет. «На рассвете первого дня недели...» То есть прошествие субботы было на рассвете первого дня недели.
Интересное мнение высказывает рав Шимшон Рафаэль Гирш. Законом о том, что, в общем плане, к любому совершаемому в Храме жертвоприношению относится требование «остаться на ночь», то есть, никто из принесших жертву в Храме не может покинуть Иерусалим, окрестности Храма, сразу же после этого, как если бы одного только акта жертвоприношения было достаточно, чтобы достичь цели, для которой жертвоприношение предназначено. Всякий, кто вошел в Святилище Бога с жертвоприношением, должен оставаться вблизи Храма по крайней мере до следующего утра, чтобы он мог собрать свои впечатления от пребывания в Святилище, чтобы сохранить их и взять домой.
(Рав Шимшон Рафаэль Гирш) «И испеки и съешь на том месте, которое изберет Господь, Бог твой, а на другой день можешь возвратиться и войти в шатры твои.» (Второзаконие 16:7)
Рав Шимшон Рафаэль Гирш комментирует: «А утром ты повернешься и пойдешь к своим шатрам.» Именно на этом предложении алаха основывает общее предписание, что всякий раз, когда человек появляется в Святилище с посвященным Богу даром, даже если это лишь «птицы и приношения вина и ладана или дрова для жертвенника», ему не разрешается покидать Стан Шехины, территорию вокруг Святилища, и отправляться домой сразу же после жертвоприношения. Все авторитеты сходятся во мнении, что он обязан остаться на территории Святилища на всю ночь и не уходить домой до следующего утра (Сифри). По Божественному Закону, одного лишь совершения жертвоприношения недостаточно для достижения той цели, ради которой учреждено Его Святилище. Мы исполним свой долг лишь после того, как позволим Его Святилищу и ритуалу оказать воздействие на наши мысли, стремления и поступки. Вот почему требуется, чтобы мы остались вблизи Святилища даже после совершения жертвоприношения, чтобы дать себе возможность собраться с мыслями и в тишине ночи, чтобы позволить оформиться полученным в Святилище впечатлениям, чтобы духовно обогащенные ясностью мысли, которая приходит с наступлением утра, мы могли унести с собой домой эти впечатления как истинные, благословенные сокровища, обретенные нами в Святилище.
Божьих всем благословений! שבת שלום - Шаббат Шалом!
|
|
| |
Benhorin | Дата: Пятница, 17.02.2023, 09:00 | Сообщение # 32 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 2149
Статус: Offline
| Остров в четвертом измерении Иудаизм всегда оперировал четырьмя измерениями. Три пространственные координаты и однонаправленная ось времени воспринимались нашими мудрецами как единая система отсчета. Именно такое четырехмерное восприятие мира и сделало возможным удивительный, уникально-еврейский ответ на один из парадоксов в отношениях человек-Творец: кажущееся противоречие между свободой выбора и предопределением. Как можно говорить о свободе выбора, дарованной человеку, если Всевышний знает заранее, какой выбор мы сделаем в каждом конкретном случае? Среди множества известных попыток ответить на этот вопрос, еврейский ответ поражает простотой. Понятие времени не имеет ко Всевышнему никакого отношения. Точно так же, как не придет нам в голову спросить – «где Он?», не правомочен и вопрос «когда?» по отношению к Нему. Итак, ошибка в постановке задачи «Как можно говорить о свободе выбора, если Всевышний знает заранее...?» заключена в слове «заранее», неприменимом ко Всевышнему. Это мы, ограниченные в пространстве и времени, можем быть локализованы в их. Это нас можно «датировать» и описать координатами. А для Него и «везде» и «всегда» лишь малые подмножества известного. И хотя нет у Него ни определенного «места», ни определенного «времени», присутствие Всевышнего отмечено «островами святости» во всех четырех координатах. В пространстве это Храмовая гора, которая формально освящена только с завоеванием евреями земли Израиля, но избрана для Храма еще от сотворения мира (Эвэн Штия, жертвоприношение Ицхака). Во времени же святостью отмечен седьмой день творения, а за ним – каждый седьмой день – Суббота. Интересно отметить, что это, по сути, единственный день недели, имеющий имя, остальные же названы лишь порядковым номером (кстати, не только в еврейском, но и, например, в арабском, русском, грузинском и других языках). Слово «Шаббат», происходящее от корня со значением «прекращать», органически связано с историей сотворения мира. Но суть Шаббата не в том, что Всевышний, создав за шесть дней мир, нуждался в отдыхе, а в том, что в седьмой день творения бытие получило дополнительное измерение, материальное получило способность вмещать в себя святость. Ни в одной древней культуре или религии мы не находим представления о святости определенного времени, а не места или объекта. Можно сказать, что евреи не только познакомили мир с Единым Богом, не только первыми позволили себе верить в Невидимого и Неосязаемого, но и первыми приняли идею святости времени. Нет сомнения в том, что время принимает на себя большую святость, чем пространство. Евреи жили и живут без Храма до его сооружения и после его разрушения, хотя его восстановление и является важной частью наших мессианских чаяний. А вот без Субботы мы бы не прожили не только два тысячелетия, но и два поколения, да и не может никто отнять у нас наш остров во времени. Кстати, и в этом преимущество времени: завоеватели не властны над ним. И действительно, когда в Торе встречаются две святости: пространственная - Храм и временная - Суббота, предпочтение отдается времени: «И сделают они все, что Я повелел: шатер собрания, и ковчег свидетельства. Только субботы Мои соблюдайте! Ибо знак это между Мною и вами для поколений ваших, чтобы знали, что Я, Господь, освящаю вас. И соблюдайте Субботу, ибо святыня она для вас», – важность сооружения Храма велика, но не может отменить святость Субботы.
«И застроятся потомками твоими пустыни вековые: ты восстановишь основания многих поколений, и будут называть тебя восстановителем развалин, возобновителем путей для населения. Если ты удержишь ногу твою ради субботы от исполнения прихотей твоих во святый день Мой, и будешь называть субботу отрадою, святым днем Господним, чествуемым, и почтишь ее тем, что не будешь заниматься обычными твоими делами, угождать твоей прихоти и пустословить, - то будешь иметь радость в Господе, и Я возведу тебя на высоты земли и дам вкусить тебе наследие Иакова, отца твоего: уста Господни изрекли это.» (Исаия 58:12-14)
«Посему для народа Божия еще остается субботство.» (Евреям 4:9)
שבת שלום Шаббат Шалом!
|
|
| |
Benhorin | Дата: Четверг, 27.07.2023, 15:23 | Сообщение # 33 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 2149
Статус: Offline
| Как делать кидуш? Для новичков Вечерний кидуш. В шаббат перед началом вечерней трапезы делают кидуш.
Что такое кидуш - קידוש? Кидуш – это заповедь, суть которой освящение субботы в момент ее наступления. Обязанность о кидуше учат из стиха: «Помни субботний день, чтобы освятить его» (Шмот 20:8), то есть следует напомнить словами Торы о святости субботы.
Несмотря на то, что по Торе нет обязанности делать кидуш именно на вино, наши мудрецы постановили сказать текст кидуш именно над вином или виноградным соком, поскольку этот напиток считается почетным.
Кто делает кидуш? Хотя каждый может сделать кидуш для себя, принято во многих общинах, что кидуш делает глава семейства для всей семьи или раввин для всех прихожан. Тот, кто делает кидуш, говорит его текст громким голосом, а все присутствующие внимательно слушают, намереваясь тем самым выполнить обязанность кидуша, и отвечают в конце каждого благословения «Амен».
Как делают кидуш? Кидуш делают следующим образом: берут бокал, который содержит по крайней мере 87 миллилитра (а лучше 150 миллилитра), наполненный вином или виноградным соком, в правою руку и говорят:
«День шестой. Так совершены небо и земля и все воинство их. И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал.» При этом слова «день шестой» говорят шепотом.
(На иврите: «Йом hа-шиши. Ва-йехулу hа-шамайим ве- hаа-арец, ве-холь цваам. Ва-йехаль Элоhим ба-йом hа-швии млахто, ашер аса; ва-йишбот ба-йом hа-швии ми-коль млахто, ашер аса. Ва-йеварех Элоhим эт йом hа-швии, ва-йекадеш ото, ки во шават ми-коль млахто, ашер бара Элоhим лаасот.»)
Затем говорят благословение на вино:
«Благословен Ты, Господь, Бог наш, Царь вселенной, сотворивший плод виноградной лозы».
(На иврите: «Барух Ата, Адонай, Элоhейну, Мелех hа-олам, борэ при hа-гафен!»)
После этого говорят:
«Благословен Ты, Господь, Бог наш, Царь вселенной, Который освятил нас Своими заповедями и благоволил нам, наделив нас Своей святой субботой по любви и благосклонности – в память о сотворении мира, первый из святых праздников, напоминающий о выходе из Египта. И Своей святой субботой по любви и благосклонности наделил нас. Благословен Ты, Господь, освящающий субботу».
(На иврите: «Барух Ата, Адонай, Элоhейну, Мелех hа-олам, ашер кидшану бе-мицвотав, ве-рацавану, ве-Шаббат кодшо бе-аhава у-ве-рацон hинхилану зикарон ле-маасэ в-рейшит, – тхила ль-микраэй-кодеш, зехер лициат мицраим, ка вану вахата веотану кидашта миколь hаамим. Барух ата Адонай, мекадеш hашаббат»)
После чтения кидуша тот, кто его произнес, пьет из бокала по крайней мере мло лугмав вина (объем жидкости, которая помещается за одну щеку, то есть столько, сколько вмещается во рту), затем угощает остальных.
Сразу после кидуша следует сделать нетилат ядаим (традиционное омовение рук) и начать трапезу в том же месте, где он был произнесен.
Утренний кидуш Кидуш делают также и утром, перед второй трапезой. В утреннем кидуше можно ограничиться благословением на вино. Однако у многих евреев существует обычай сказать перед утренним кидушем какие-то стихи из Танаха, в которых идет речь о Шаббате. В остальном законы утреннего кидуша подобны законам вечернего кидуша.
«Субботы Мои соблюдайте, ибо это - знамение между Мною и вами в роды ваши, дабы вы знали, что Я Господь, освящающий вас.» (Исход 31:13)
«И святите субботы Мои, чтобы они были знамением между Мною и вами, дабы вы знали, что Я Господь Бог ваш.» (Иезекииль 20:20)
«И сыновей иноплеменников, присоединившихся к Господу, чтобы служить Ему и любить имя Господа, быть рабами Его, всех, хранящих субботу от осквернения ее и твердо держащихся завета Моего, Я приведу на святую гору Мою и обрадую их в Моем доме молитвы; всесожжения их и жертвы их будут благоприятны на жертвеннике Моем, ибо дом Мой назовется домом молитвы для всех народов.» (Исаия 56:6,7)
«Посему для народа Божия еще остается субботство.» (Евреям 4:9)
שבת שלום Шаббат Шалом!
|
|
| |
Benhorin | Дата: Пятница, 22.09.2023, 08:26 | Сообщение # 34 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 2149
Статус: Offline
| Важный пассив... «Шесть дней пусть делается работа, а седьмой день – свят, суббота покоя...» Моше спускается с Синая со скрижалями. Вторыми – первые разбились из-за греха сотворения золотого тельца. Но Бог простил, и вот, в Йом-Киппур, день искупления грехов, сыны Израиля получают второй шанс. А на следующий день с утра Моше их всех собирает и рассказывает о необходимости построить Святилище. Но начинает с «шесть дней пусть делается работа...» – даже для строительства Мишкана нельзя работать в субботу. Комментаторы обращают внимание на этот пассив: «Пусть делается работа...» Человек должен трудиться. Честно зарабатывать свой хлеб. Улучшать мир вокруг. Строить Храм. Но, как бы возвышенны ни были его труды, ему следует всегда помнить – работа должна «делаться». Не все зависит от твоих способностей, усилий и затраченного времени. Есть у мира Властелин. И в этом – исправление греха сотворения золотого тельца. Так что: сам не плошай, но – на Бога надейся.
(Рав Борух Горин) «Посему для народа Божия еще остается субботство.» (Евреям 4:9)
|
|
| |
Benhorin | Дата: Четверг, 09.11.2023, 07:57 | Сообщение # 35 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 2149
Статус: Offline
| Если у вас вспыльчивый характер, запишите себе на бумаге следующие высказывания и всегда носите с собой. Когда почувствуете, что вот-вот дамбу прорвет и вы непременно разразитесь «комплиментами» в чей-то адрес, достаньте эту бумажку и прочтите слова великого мудреца средневековья каталонского рабби Менахема Меири: – Ты творение, а не Творец. - Ты плоть и кровь, и смертный. - Бог будет милостив к тебе только тогда, когда ты милостив к другим. Особенно боритесь с гневом в Шаббат. Шаббат – это остров покоя в море проблем. Это время, когда семьи и друзья собираются вместе. Даже когда в стране война, в Шаббат и во время подготовки к нему старайтесь не раздражаться, а раздражаясь – хотя бы не злиться. Даже если кто вас провоцирует, не берите на себя вины, и не превращайте в ложь традиционное субботнее приветствие «Шаббат Шалом». Шаббат Шалом! שבת שלום Мирной субботы!
«Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем; и не давайте места диаволу.» (Ефесянам 4:26,27)
«Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас.» (Ефесянам 4:31)
«А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших.» (Колоссянам 3:8)
«И застроятся потомками твоими пустыни вековые: ты восстановишь основания многих поколений, и будут называть тебя восстановителем развалин, возобновителем путей для населения. Если ты удержишь ногу твою ради субботы от исполнения прихотей твоих во святый день Мой, и будешь называть субботу отрадою, святым днем Господним, чествуемым, и почтишь ее тем, что не будешь заниматься обычными твоими делами, угождать твоей прихоти и пустословить, - то будешь иметь радость в Господе, и Я возведу тебя на высоты земли и дам вкусить тебе наследие Иакова, отца твоего: уста Господни изрекли это.» (Исаия 58:12-14)
|
|
| |
Benhorin | Дата: Пятница, 09.02.2024, 08:34 | Сообщение # 36 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 2149
Статус: Offline
| В каждый шаббат есть два шаббата: внешний шаббат и внутренний шаббат. Внешний шаббат - это всего лишь подъезд, освобождение от работы. Внутренний шаббат - это мир внутри, мир созерцания и восторга. Как невесту уносят от остального мира, чтобы быть только любимой и ни с кем другим, так Шаббат выносит нас из мирской жизни на земле в объятия Божественного. Мы снова можем дышать, наши оковы временно порваны. Работы нет, потому что мир работы мы оставили позади. И это позволяет нам войти во внутренний шаббат, где здесь на земле дышит Божественная мысль.
(Рав Цви Фриман) «Посему для народа Божия еще остается субботство. Ибо, кто вошел в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих.» (Евреям 4:9,10)
|
|
| |
Benhorin | Дата: Пятница, 23.02.2024, 08:26 | Сообщение # 37 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 2149
Статус: Offline
| Один человек оставил отчий дом и уехал жить в другую страну. Там он все время надеялся, что ему встретится приезжий из родного города, у которого он сможет расспросить про свою семью, но такой ему не попадался. Однажды в его город пришел бедняк, который ходил по домам и собирал милостыню. Когда он постучался в дом этого человека, тот узнал в нем жителя родного города и очень обрадовался ему. Он хотел порасспрашивать его о своей семье, но бедняк сказал: «Не задерживай меня, я должен собирать деньги, а если останусь с тобой, понесу убытки!» Тогда хозяин дома спросил: «Сколько денег ты думал здесь собрать?» Бедняк ответил: «Два или три золотых». Сказал хозяин: «Вот тебе три золотых, а теперь сядь со мной». Бедняк начал рассказывать ему о его семье, но скоро стал клевать носом и попросил хозяина предоставить ему место для сна. Хозяин рассердился: «Я избавил тебя сегодня от труда, чтобы ты рассказал мне о моей семье! Что это ты вздумал отправляться спать?!»
Смысл этой притчи в том, что Всевышний дал человеку душу, которая «высечена» из под престола Славы. Всю неделю она находится вдали от своего Источника, а Всевышний жаждет услышать, что с ней происходит. Всю неделю человек вынужден заниматься своими делами, и потому Всевышний выделил шаббат для того, чтобы мы общались с Ним, и для этого Он обеспечивает нас накануне пропитанием на два дня. Все это делается, чтобы в шаббат мы были свободны от всякого труда, и посвятили его служению Творцу и радости от близости к Нему. Поэтому сказано: «Шесть дней пусть совершается работа...» — ты занят материальными делами, — «а седьмой день — шаббат для Бога твоего» — этот день должен быть посвящен только Богу. Этот день отдыха был дан нам для духовного роста и приближения к Творцу, а не для того, чтобы только спать или заниматься посторонними делами, и тогда мы исполним: «Шаббат во Имя Бога».
(Магид из Дубно) «И застроятся потомками твоими пустыни вековые: ты восстановишь основания многих поколений, и будут называть тебя восстановителем развалин, возобновителем путей для населения. Если ты удержишь ногу твою ради субботы от исполнения прихотей твоих во святый день Мой, и будешь называть субботу отрадою, святым днем Господним, чествуемым, и почтишь ее тем, что не будешь заниматься обычными твоими делами, угождать твоей прихоти и пустословить, - то будешь иметь радость в Господе, и Я возведу тебя на высоты земли и дам вкусить тебе наследие Иакова, отца твоего: уста Господни изрекли это.» (Исаия 58:12-14)
«Посему для народа Божия еще остается субботство. Ибо, кто вошел в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих.» (Евреям 4:9,10)
|
|
| |
Benhorin | Дата: Пятница, 12.04.2024, 10:32 | Сообщение # 38 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 2149
Статус: Offline
| Однажды, глядя из окна на рыночную площадь, рабби Нахман увидел одного из своих последователей по имени рэб Хайкель. Тот куда-то спешил. Рабби Нахман окликнул его и пригласил в дом. – Скажи, Хайкель, – спросил он: – видел ли ты небо сегодня? – Нет, рабби. – А улицу, Хайкель, улицу ты видел сегодня утром? – Да, рабби. – Расскажи мне, что ты видел. – Ну, людей, лошадей, телеги, кареты. Торговцев – они размахивают руками. Шумят и бранятся крестьяне. Мужики, бабы бегают взад и вперед. Вот что я видел. – Эх, Хайкель, Хайкель! – покачал головой рабби Нахман: – И через пятьдесят, и через сто лет здесь будет улица, вроде этой. И другой рынок, вроде этого. Другие кареты будут возить других купцов, и они будут торговать другими лошадьми. Но ни меня, ни тебя уже не будет. Вот я спрашиваю тебя, Хайкель, какой прок в твоей беготне, если у тебя нет времени взглянуть в небо?!
(Рабби Нахман из Бреслева) «Посему для народа Божия еще остается субботство. Ибо, кто вошел в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих.» (Евреям 4:9,10)
שבת שלום Шаббат Шалом!
|
|
| |