[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
ראש השנה - Рош ха-Шана - еврейский новый год
BenhorinДата: Четверг, 05.09.2019, 09:11 | Сообщение # 1


Группа: Администраторы
Сообщений: 2149
Статус: Offline
Праздник Рош Ха-Шана в Торе называется Йом Труа - יום תרועה - Праздник Труб.
«В седьмой месяц, в первый день месяца да будет у вас покой, праздник труб, священное собрание.» (Левит 23:24)
Главная заповедь этого праздника - слушать трубные звуки шофара в течение всей светлой части суток. Слушать как трубят в шофар в Рош Ха-Шана - это принятие на себя и на весь мир Царской власти Всевышнего.
«Что ты спишь? встань, воззови к Богу твоему!» (Иона 1:6)

Почему еврейский новый год отмечают в первый день седьмого месяца, когда в Торе сказано, что первый месяц - это Авив, когда Всевышний вывел народ Израиля из Египта?
«Сегодня выходите вы, в месяце Авиве.» (Исход 13:4)
«И сказал Господь Моисею и Аарону в земле Египетской, говоря: месяц сей да будет у вас началом месяцев, первым да будет он у вас между месяцами года.» (Исход 12:1,2)


Дело в том, что Авив - это первый месяц годичного цикла Библейских праздников, а от первого дня месяца Тишрей ведется отсчет субботних и юбилейных годов, поэтому Йом Труа - Праздник Труб называют Рош ха-Шана - ראש השנה - Голова года.
«И насчитай себе семь субботних лет, семь раз по семи лет, чтоб было у тебя в семи субботних годах сорок девять лет; и воструби трубою в седьмой месяц, в десятый день месяца, в день очищения вострубите трубою по всей земле вашей; и освятите пятидесятый год и объявите свободу на земле всем жителям ее: да будет это у вас юбилей.» (Левит 25:8-10)

С праздником Рош ха-Шана связано сотворение первых людей, вкушение запретного плода, окончание Всемирного потопа, чудесное спасение Исаака во время жертвоприношения и другие важные события Библейской истории.

Праздником Рош Ха-Шана начинаются 10 дней молитв и раскаяния, называемые «Дни трепета». Их кульминацией становится следующий праздник – Йом-Киппур – день искупления. Считается, что в начале этого периода Бог восседает на престоле справедливого судьи и внимательно оценивает поступки всех людей. Но затем Бог «пересаживается» на престол милосердия и дает людям еще один шанс исправиться.

Традиционным фруктом, связанным с еврейским новым годом считается гранат. Но в регионах, где гранаты не росли, их заменяли яблоками. Частью трапезы непременно является мед, чтобы наступающий год был сладким. Пожелание сладкого года является частью традиционного новогоднего поздравления.
Часто на стол подается рыба, и непременно с головой, чтобы, как принято говорить, «быть в голове, а не в хвосте».
Подают также нарезанную кружками морковь, напоминающую золотые монеты, потому что в судьбоносные дни нового года определяется и материальное благосостояние человека на будущий год. Обязательно присутствует на праздничном столе круглый, в форме венка, хлеб хала. Такая форма является символом цикличности времени.

 
BenhorinДата: Четверг, 05.09.2019, 09:14 | Сообщение # 2


Группа: Администраторы
Сообщений: 2149
Статус: Offline
Молитва Ташлих после полудня в первый день Рош Ха-Шана

«Кто Бог, как Ты, прощающий беззаконие и не вменяющий преступления остатку наследия Твоего? не вечно гневается Он, потому что любит миловать. Он опять умилосердится над нами, изгладит беззакония наши. Ты ввергнешь в пучину морскую все грехи наши. Ты явишь верность Иакову, милость Аврааму, которую с клятвою обещал отцам нашим от дней первых.» (Мих.7:18-20)

После полудня в первый день Рош Ха-Шана произносится молитва Ташлих (תַּשְׁלִיךְ, «ты выбросишь»). Ее читают около водоема, причем, желательно, чтобы в нем водилась рыба.
Это - символ избавления от ошибок. Разумеется, наивно полагать, что, вывернув карманы, можно вытряхнуть из них свои грехи. Это действие в еврейской традиции подразумевает глубокий самоанализ и горячее желание изменить себя к лучшему.
Если Рош а-Шана совпадает с шаббатом, Ташлих произносят на следующий день. Если Ташлих не был совершен в Рош а-Шана, его можно прочесть в любое время - в течение Десяти Дней Покаяния.
И вода, и рыба здесь имеют особый смысл. Вода считается символом Торы. Подобно рыбе, которая не может жить без воды, еврей не способен жить без Торы.
Кроме того, глаза рыбы никогда не закрываются, и это напоминает нам, что «глаза» Всевышнего - постоянно открыты. Он знает каждое наше движение, каждую мысль.

Текст Ташлиха:
Кто есть Всевышний, подобно Тебе, прощающий беззаконие и не вменяющий в вину проступок остатку Своего наследия? Он не держит вечно гнева Своего, ибо Он желает творить благодеяния. Он вновь умилосердится над нами, подавит беззакония наши и бросит в пучины морские все наши грехи.
Даруй же верность Яакову, милость - Аврааму, как Ты клялся нашим отцам с давних времен.
Из теснины воззвал я к Предвечному, и Он ответил мне привольем. Творец со мной, я не страшусь, что сделает мне человек. Он со мной среди помогающих мне, и я без страха буду смотреть на ненавистников моих. Лучше уповать на Всевышнего, чем полагаться на человека. Лучше уповать на Всевышнего, чем полагаться на знатных.

 
BenhorinДата: Среда, 02.09.2020, 15:04 | Сообщение # 3


Группа: Администраторы
Сообщений: 2149
Статус: Offline
Если у человека имеется простой топор, он войдет в любую дверь...
Однажды Бешт попросил одного из старших учеников, Вольфа Кициса, протрубить в шофар в праздник Рош ха-Шана. И чтобы ему было проще сосредоточиться, исполняя сей ритуал, Бешт посоветовал изучить каббалистические кавванот, связанные с шофаром. Вольф Кицис с головой окунулся в изучение, делая многочисленные выписки, чтобы просмотреть их уже перед самим действом и еще более, стало быть, утвердиться в благочестивом намерении.

Наступил день праздника, и Вольф стал искать свои записки, но они неведомо куда запропастились. И это еще не самое худшее: от волнения он напрочь забыл все, о чем читал. Ни единой каввана не удавалось вспомнить. Но делать нечего — и он, представ перед собранием, с пустой головой и сокрушенным сердцем принялся трубить в шофар.

По окончании богослужения Бешт обернулся к ученику и воскликнул:

— Йешер коах! Никогда еще мне не доводилось слышать таких вдохновенных звуков шофара!

— Но, учитель, — изумился Вольф Кицис, — я позабыл все, что учил накануне, и трубил в шофар без единой каввана в голове. Разве что со смирением человека, который знает, что он ничего не знает!

— Мой дорогой Вольф, — сказал Бешт с улыбкой, — в дворцах земных царей есть множество палат, и каждая из них открывается своим ключом. Но если у человека имеется простой топор, он войдет в любую. Если так бывает у земных царей, то у Царя царей — тем более. Кавванот — это ключи от палат, но ни одна дверь не устоит перед человеком со смиренным сердцем.

Комментарий Рами Шапиро
Что это за топор, пред которым не способен устоять ни один замок? Сокрушенное сердце. Когда понимаешь, что нужных ключей не найти, что все твои духовные усилия лишь служили подспорьем хитроумному «я» и потому ты не можешь войти в палаты Пробуждения, — сердце разрывается на части. И тогда рассыпаются в прах все замки и отверзаются двери.

«Жертва Богу - дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже.» (Псалтирь 50:19)

 
BenhorinДата: Четверг, 17.09.2020, 18:07 | Сообщение # 4


Группа: Администраторы
Сообщений: 2149
Статус: Offline
Как-то раз Дубненский Магид спросил своих хасидов, почему мы трубим в шофар на Рош Ха-Шана. А затем, как водится, сам ответил на свой вопрос: «Жили-были муж с женой долгие годы в мире. И вдруг они из-за чего-то не поладили. Решили они расстаться. Муж собрал пожитки и уже отворил было дверь, чтоб уйти из дома. Но, очутившись на пороге, он услышал звуки музыки: по улице шли музыканты, они играли ту самую мелодию, которая звучала на его свадьбе. Он обернулся и понял, что жена его тоже тронута этой мелодией. Глянули они друг на друга и решили не расставаться, а еще раз попробовать начать все сначала».
О чем же притча Магида? Да о том, что впервые шофар звучал на горе Синай, когда народ Израиля принял Тору.

 
BenhorinДата: Пятница, 18.09.2020, 14:49 | Сообщение # 5


Группа: Администраторы
Сообщений: 2149
Статус: Offline
Еще пару слов о Днях трепета. У пророка Йешаягу есть замечательные слова: «Ищите Господа, когда можно найти Его; призывайте Его, когда Он близко» (Исаия 55:6). Согласно еврейской традиции, эти слова указывают на дни между Рош ха-Шана и Йом Кипуром. Поэтому, хотя молитва и раскаяние помогают всегда, в эти десять дней они наиболее уместны и принимаются без промедления.
Йоханан «Окунатель» призывал не просто к тшуве. Он учил: «Сотворите же достойный плод покаяния» (Матфея 3:8). То есть наша тшува должна выразиться не только в переживании сожаления, но и в действии: добром плоде. Наше исправление ценно не только само по себе ради нас самих, но и в том, насколько лучше мы сможем взаимодействовать с нашими ближними, для создания нового искупленного человечества, предназначенного для Мира Грядущего (чей прообраз Суккот), но готового трудиться на Божьей ниве уже в эти дни (чей прообраз – время от Йом Кипура до Суккот).

 
BenhorinДата: Вторник, 31.08.2021, 09:44 | Сообщение # 6


Группа: Администраторы
Сообщений: 2149
Статус: Offline
В Рош ха-Шана вместе с трубными звуками наши сердца раскрывались навстречу Царю этого мира. Звук шофара, как крик души, идущий из самой глубины сердца, искренний и безыскусный. Потом — семь дней, наполненных покаянными молитвами, когда происходит кропотливая работа, связанная с исправлением своих недостатков.
И вот в Йом Киппур мы заходим в святая святых нашей души. И для этого нам не нужны ни особые знания, ни большие заслуги — «золотые» одежды. Напротив, вход туда возможен только в «белых одеждах» чистоты и искренности. В этот святой день от нас требуется заглянуть в глубину души, где мы находим только бесхитростную веру в единого Творца, которая объединяет и уравнивает всех, от великих раввинов до невежд. И тогда, полагаясь на Его милосердие, мы можем рассчитывать на прощение и оправдательный приговор, при условии, что в наших молитвах мы просим не только за себя, но за весь Божий народ. И пусть Всевышний пошлет нам добрый и счастливый год!
Хорошей вам записи в Книгу жизни, скрепленной печатью!
(По материалам lechaim.ru)

 
BenhorinДата: Суббота, 17.09.2022, 19:21 | Сообщение # 7


Группа: Администраторы
Сообщений: 2149
Статус: Offline
Рош-hа-Шана - ראש השנה - еврейский новый год.
Почему недостаточно пожелать просто хорошего года, и мы еще желаем и года сладкого?
Лекарство может быть полезным, но горьким, а мы хотим, чтобы, если нужно лекарство, оно тоже было сладким.

День суда – радостный день!
Рош hа-Шана упоминается в Торе как יום תרוע - Йом труа - День трубления. Рав Шалев замечает, что רעות реут – это отношения. Также это слово можно перевести как содружество.
Как мы помним, одна из трагических ошибок Адама – это, когда, услышав голос Творца, он закрылся. Наша задача – исправить эту ошибку и максимально открыться.

Когда мы просим, чтобы Малхут Творца появился в этом мире, что мы просим? Мы просим общество, в котором будет любовь, доброта, справедливость; одним словом - гармония.
Малхут - Царство - гармония, Мелех - Царь - Тот, Кто создает гармонию.
Но гармонию нельзя навязать, и поэтому наше личное соучастие в этом процессе абсолютно необходимо. Если мы не поставим Творца Царем, то кто воцарится вместо? - Наш эгоизм! Но он не будет царем, он будет диктатором. И нам это совсем не выгодно.

Звуки шофара возвращают нас к горе Синай, к месту наиболее прямых и открытых отношений с Творцом.
Уточняет рав Форман, что Рош hа-Шана добавляет еще один аспект Синая – оценку своего места в мире. Теперь, когда я понимаю, что я – бесценная душа с уникальным предназначением в Творении, я хочу полностью открыться Творцу, чтобы именно Он направлял меня. Ведь Он мой Отец.

Задумаемся, нас судит наш Папа. И поэтому цель суда – помочь каждому из нас наилучшим образом раскрыть свой потенциал, достичь максимума в следующем году.
Наша задача – открыться Творцу максимально и дать Ему возможность дать.

Суд идет по принципу «мида кенегед мида» (мера за меру). Поэтому в Рош hа-Шана как никогда важно максимально делать добро и никого не судить – ни себя, ни других. Сказать своей критической части: «Сегодня только Творец Судья». И повторять это каждый раз, когда этот голос возникает.

Судим только по-доброму. Естественно, этот день становится очень радостным!
(Рав Ефим Свирский)

 
BenhorinДата: Воскресенье, 25.09.2022, 14:39 | Сообщение # 8


Группа: Администраторы
Сообщений: 2149
Статус: Offline
Суббота между Рош-хаШана и Йом-Киппуром называется Шаббат Шува — по первым словам «афтары», которую читают в этот день: «Шува, Исраэль!» — «Вернись, Израиль!» (Ошеа 14:2).
«Вернись, Израиль, к своему Богу, ибо оступился ты по своей вине» — говорит пророк. Возвращение и раскаяние имеют один корень, и даже выражаются одним словом — тшува — это одновременно и то, и другое.

Перед Йом-Киппуром, когда наш приговор на следующий год будет скреплен печатью на Небесах, в большинстве общин после молитвы минха раввин дает урок на тему тшувы.
Название Шаббат Возвращения напоминает о том, что мы должны использовать это особенное время до Йом Киппура, чтобы проверить свои дела и вернуться на пути Торы, вернуть себе ту особую близость ко Всевышнему, которая должна быть естественным состоянием каждого верующего.

Этот Шаббат — первый в году, и наши мудрецы говорили о важности изучения Торы и занятий заповедями в эту субботу. Сказано в трактате Шаббат (118б): «Если бы Израиль сумел соблюсти первую субботу, никакой народ и язык не властвовал бы над ним».

Есть обычай зажигать перед наступлением Шаббат Шува суточную свечу — чтобы нас осветил «свет тшувы».
(По материалам beerotwomen.ru)
 
BenhorinДата: Воскресенье, 10.09.2023, 06:18 | Сообщение # 9


Группа: Администраторы
Сообщений: 2149
Статус: Offline
«В седьмой месяц, в первый день месяца да будет у вас покой, праздник труб, священное собрание.» (Левит 23:24)

В Торе Рош hа-Шана называется также «Днем трубления» - יום תרועה (Йом труа, Бемидбар 29:1). В иврите есть два слова, обозначающих трубление: תקיעה (ткиа) и תרועה (труа). Слово ткиа обозначает непрерывное протяжное трубление, которое несет в себе оттенок радости, тогда как слово труа, обозначающее короткое прерывистое трубление, намекает на тревогу, надлом, плач. Согласно комментарию Онкелоса, стих: «Днем трубления (йом труа) да будет он у вас» можно понять так: «Днем плача и рыданий да будет он у вас».

И действительно, величайший страх переполняет сердце любого человека, вспоминающего о той огромной ответственности, которую Всевышний возложил на нас, – ответственности за существование и исправление всего мира. Со страхом и трепетом он анализирует себя: исполнил ли он свою миссию, или же ему это не удалось? Поэтому Рош hа-Шана называется «Днем трубления», ибо в этот день мы плачем и сокрушаемся о наших грехах, исполненные страха и трепета.

Шофар издает звуки, как бы исходящие из самой глубины наших душ. Эти звуки – красноречивей всяких слов, они проникают в душу глубже, чем рыдания, выражая ту великую боль, которую мы испытываем в этот день от всякой лжи, несправедливости, жестокости и злобы; от грехов, совершенных преднамеренно или по безалаберности; от того, как мы далеки от Творца и какая огромная дистанция отделяет наши благие намерения от реальности (Шней лухот hа-брит, Рош hа-Шана, Тора ор, 55).

Вот почему Творец возложил на нас эту благую заповедь – трубить в шофар в Рош hа-Шана, – чтобы мы могли, исполнившись смирения и осознав собственное несовершенство, признать, что Он – Царь, управляющий мирозданием. Между тем, нам заповедано до и после прерывистого трубления (труа) трубить в шофар непрерывным протяжным звуком (ткиа), выражающим радость и душевное равновесие. Это объясняется тем, что в корне своем даже суровый приговор, несущий в себе страдания, направлен на благо и исправление грехов.

Поэтому этот день является и праздником, то есть «священным собранием», и в него нам заповедано радоваться. Из этого следует, что плач в Рош hа-Шана выражает не уныние и отчаяние, а тоску и стремление достичь более высокого духовного уровня, и сожаление о том, чего нам еще не удалось исправить. Плач в День суда дает человеку чувство удовлетворения и внутренней радости, потому что в его основе лежит истина, и он привлекает в мир благословение и исправление.
(По материалам Жемчужины Галахи)

אשרי העם יודעי תרועה
Блажен народ, знающий трубление!

«Что ты спишь? встань, воззови к Богу твоему!» (Иона 1:6)

«Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.» (Матфея 4:17)


 
BenhorinДата: Воскресенье, 17.09.2023, 07:01 | Сообщение # 10


Группа: Администраторы
Сообщений: 2149
Статус: Offline
Сказано в главе Торы «Вайелех»: «Возьмите этот свиток Торы и поместите его рядом с ковчегом завета Всевышнего». Таким образом, рядом находились письмена двух типов: высеченные в камне и написанные на пергаменте. А Святая Святых было необычным местом: там, как мы знаем, пространство и время были лишены привычных нам свойств.

В чем заключается принципиальная разница между высеченными и написанными буквами? Написанные буквы представляют из себя тонкую, но вполне материальную пленку высохших чернил на пергаменте или бумаге. Их даже можно, хотя это и нелегко, отделить от листа и перенести на другой. Высеченные же буквы составляют одно целое с материалом, на котором высечены, и не могут существовать вне его.

Высеченные на скрижалях буквы, таким образом, являют собой подобие Святая Святых Храма. Смыслом существования Святая святых было совмещение времени и пространства с Тем, что выше времени и пространства. Итак, пребыванию скрижалей в Святая святых есть глубокое духовное объяснение.

Но почему и свиток Торы тоже хранился в Святая святых? Следует ли из этого, что служение в рамках природных ограничений (свиток) важно не менее, чем выход за их пределы (скрижали)?

Учение хасидизма, сопоставляя духовный труд в течение года с тем, что возложено на еврея в Грозные дни между Рош hа-Шана и Йом-Киппуром, говорит: будничное служение построено на разуме, служение в Грозные дни основано на битуле – самоотверженности, самозабвении, а это куда выше ограничений рассудка.

Если следовать аллегории со скрижалями и свитком, скажем, что в будни еврей подобен буквам, написанным на пергаменте, а в дни Суда – высеченным в камне. Вечные буквы наполняют светом буквы простые. Истинный битуль в дни Суда наполняет светом дни будничного служения.
(Из трудов Любавичского Ребе, краткое адаптированное изложение, chabad.org)

«Вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом.» (Иеремия 31:33)

«Вот завет, который завещаю им после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в сердца их, и в мыслях их напишу их, и грехов их и беззаконий их не воспомяну более.» (Евреям 10:16,17)

«Вы показываете собою, что вы - письмо Христово, через служение наше написанное не чернилами, но Духом Бога живаго, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца.» (2-е Коринфянам 3:3)


 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: