תשובה - Тшува
|
|
Benhorin | Дата: Понедельник, 26.11.2018, 11:01 | Сообщение # 1 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 2150
Статус: Offline
| Тшува - תשובה - буквально - «возвращение». Что такое тшува? Тшува – это раскаяние о совершенных грехах и решение вернуться к Творцу. Посредством тшувы у согрешивший человек становиться заново чистым и любимым Творцом, как будто он никогда не грешил.
Заповедь о тшуве. Человек, который согрешил, должен прекратить грешить, вернуться к Всевышнему и исповедаться в своем грехе. И это является заповедью Торы, как сказано (Дварим 30:2): «И вернешься к Господу, Богу твоему».
Тшува — дар Всевышнего. «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар, не от дел, чтобы никто не хвалился.» (Ефесянам 2:8,9) Рабейну Йона пишет, что «среди многочисленных даров, которыми Всевышний одарил Свои творения, одним из самых драгоценных является тшува — возможность подняться над нашими ничтожными поступками, бежать от наших прегрешений, спасти наши души от порчи и избежать в итоге Его гнева». Возвращаясь к Творцу, человек становится снова любимым Богом, как будто он никогда не грешил. Пишет Рамбам (Законы Тшувы 7:4): «Да не подумает раскаявшийся грешник, что достоинство праведников для него недостижимо из-за злодеяний, совершенных им, — не так это. Напротив, он любим своим Творцом и желанен Ему, как будто никогда в жизни не грешил. Более того: его ожидает великая награда — ведь он вкусил сладость греха, но отошел от него и преодолел свое влечение к нему. Сказали мудрецы: “Там, где стоят раскаявшиеся, совершенные праведники не могут стоять”. То есть, достоинство раскаявшегося выше, чем достоинство тех, кто никогда и жизни не грешил, ибо его борьба со своими желаниями была тяжелее их борьбы».
Кто может сделать тшуву? «Признай только вину твою: ибо ты отступила от Господа Бога твоего... Возвратитесь, дети-отступники, говорит Господь, потому что Я сочетался с вами.» (Иеремия 3:13,14) Пишет Рабейну Йона, что даже перед тем, кто совершил множество преступлений, многократно восставал против Всевышнего и предавал Его, открыта дорога тшувы. И еще пишет Рабейну Йона, что Всевышний принимает тшуву и у того, кто возвращается к Нему из-за постигших его многочисленных бед — тем более у того, кто возвращается к Нему из почтения и любви.
Ступени тшувы. «Тогда придите - и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, - как снег убелю; если будут красны, как пурпур, - как волну убелю.» (Исаия 1:18) Пишет Рабейну Йона: «Существует множество ступеней тшувы, и по мере своего продвижения по этим ступеням человек приближается к Всевышнему. Любая степень тшувы приносит человеку прощение, однако он будет полностью прощен — так, как будто грехи, совершенные им, никогда не существовали — только если совершенно очистит свое сердце и подготовит свой дух к полной и совершенной тшуве. Так грязная одежда не может стать совершенно чистой если постирать один ее край — но только после полной и длительной стирки. Точно так же человек может быть «отмыт» от греха лишь в той степени, в какой «отмыто» от него его сердце».
Основы тшувы. «Ибо если мы, получив познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи.» (Евреям 10:26) Тшува имеет три основы: оставление греха, раскаяние в нем и исповедь о нем. Что такое «оставление греха»? Оставить грех значит: прекратить совершать его, устранить его из своих мыслей и принять твердое решение не совершать его в будущем.
Что значит раскаяться? Это значит: понять всем сердцем, что нарушение заповедей Всевышнего и оставление Его пути горько и отвратительно, глубоко осознать, что за каждым грехом последует наказание, и проникнуться истинным раскаянием за свои дурные поступки.
Что такое исповедь? Необходимо исповедаться Творцу вслух, говоря: «Я согрешил, поступив так-то и так-то. Теперь я горько сожалею и стыжусь своего поступка и никогда более не повторю его».
Тот, кто твердо решил изменить свой жизненный путь и больше не грешить, уже считается праведным человеком, даже если он еще не раскаялся о грехе и не исповедовался о нем.
Какие поступки искупает тшува? Тшува может искупить только проступки, совершенные человеком в нарушение повелений Всевышнего. Однако если человек согрешил против другого человека, например, обокрал его, нанес ему телесное повреждение или оскорбил его, он не будет прощен до тех пор, пока не возместит пострадавшему нанесенный ему ущерб. Однако даже если он возместит пострадавшему нанесенный материальный ущерб, этого недостаточно — он должен, кроме того, искать примирения с ним и просить у него прощения.
Обязанность пострадавшего простить. «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми.» (Матфея 5:44,45) Пишет Рабмам: «Пострадавший не должен проявлять жестокое упрямство и отказываться от примирения. Он должен легко и быстро примиряться и, напротив, лишь в крайних ситуациях гневаться. Если человек, провинившийся перед ним, просит у него прощения, он должен простить его охотно и от всего сердца — даже если этот человек причинил ему много неприятностей. Он не должен мстить и проявлять злопамятность».
Следует ли рассказывать другим о грехе? «Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех.» (1-е Тимофею 2:5,6) Человеку, который провинился только перед Всевышним, не следует рассказывать другим о своих грехах, но ему следует вернуться к Всевышнему и поведать Ему о своих преступлениях. Когда человек исповедуются на людях, ему не следует упоминать конкретного проступка. Тот же, кто согрешил по отношению к ближним, должен раскаяться в своих грехах публично, рассказывать людям о своих проступках говоря: «Грешен я перед таким-то, так-то и так-то поступил я с ним, и теперь я раскаиваюсь и сожалею об этом». «Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного.» (Иакова 5:16)
|
|
| |
Benhorin | Дата: Воскресенье, 19.01.2020, 19:35 | Сообщение # 2 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 2150
Статус: Offline
| Не думай, что для тебя не осталось надежды. Даже просто попытка обратиться к Господу, если она искренняя, может оказать свое влияние.
(Пиркей авот (Поучения отцов), Рав Реувен Булка) «Всем сердцем моим ищу Тебя; не дай мне уклониться от заповедей Твоих. В сердце моем сокрыл я слово Твое, чтобы не грешить пред Тобою. Благословен Ты, Господи! научи меня уставам Твоим. Устами моими возвещал я все суды уст Твоих. На пути откровений Твоих я радуюсь, как во всяком богатстве. О заповедях Твоих размышляю, и взираю на пути Твои. Уставами Твоими утешаюсь, не забываю слова Твоего.» (Псалтирь 118:10-16)
|
|
| |
Benhorin | Дата: Вторник, 29.03.2022, 16:13 | Сообщение # 3 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 2150
Статус: Offline
| Покаяние - תְּשׁוּבָה - Тшува - буквально «возвращение» – это исправление поведения, являющееся условием Божественного прощения. При раскаянии человек должен испытывать искреннее отвращение к своему проступку и, более того, доказать это отвращение всем своим поведением, прекратить грешить и начать совершать благие поступки. В отличие от ряда других древних религий Библия рассматривает грех как результат свободного выбора человека, а потому видит искупление греха в раскаянии, то есть во внутреннем исправлении человека, а не в очистительных ритуалах. Раскаяние влечет за собой соответствующее изменение в отношении Бога к грешнику, проистекающее из Его благости — Бог милосерден и прощает раскаявшегося. Законоучителя Талмуда всячески подчеркивали значение раскаяния, и именно они сформулировали понятие Тшува (так же они назвали и пятую часть молитвы Амида). Бог создал раскаяние ранее мира (Псахим, 54а), оно достигает трона Господня, продлевает жизнь человека и приносит избавление (Йома, 86а–б). Бог побуждает Израиль раскаяться и не стыдиться этого, как сын не стыдится вернуться к любящему его отцу (Дварим Рабба, 2:24). Но что дает возможность покаяния и, как следствие, прощения грехов? В традиционном иудаизме считается, что это соединение силы покаяния, которая подобна силе творения, и Божьей милости. Мы как мессианские верующие понимаем, что наше прощение грехов основано на том, что Йешуа Машиах подобно жертвенному ягненку принимает на Себя ответственность за наш проступок и наше наказание за таковой. Но достаточно ли для этого лишь признать это устами в молитве? Библия учит, что «жертва Богу – дух сокрушенный» (Тегилим 51:17 / Псалом 50:19). Поэтому покаяние без изменения – не покаяние. Изменение — это процесс длиной в жизнь с множеством взлетов и падений, но тем не менее, должен быть какой-то показатель, что направленность, вектор жизни человека изменен Благой вестью.
«Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов.» (Деяния 2:38)
«Итак, что ты медлишь? Встань, крестись и омой грехи твои, призвав имя Господа Иисуса.» (Деяния 22:16)
«Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется.» (Римлянам 10:13)
«Будьте же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя.» (Иакова 1:22)
«Говорю так не потому, чтобы я уже достиг, или усовершился; но стремлюсь, не достигну ли я, как достиг меня Христос Иисус. Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе.» (Филиппийцам 3:12-14)
|
|
| |
Benhorin | Дата: Воскресенье, 19.06.2022, 18:56 | Сообщение # 4 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 2150
Статус: Offline
| В Иерусалимском Талмуде приводится аллегорический рассказ. У Мудрости спросили: «Каково наказание грешника?» Мудрость ответила: «Грешников будет преследовать зло».
У Пророчества спросили: «Каково наказание грешника?» «Душа согрешившая умрет!» – ответило Пророчество.
Спросили у Торы: «Каково наказание грешника?» «Грешник принесет повинную жертву и будет искуплен», – последовал ответ.
Наконец, спросили у Самого Всевышнего: «Каково наказание грешника?» Ответил Святой, благословен Он: «Пусть грешник совершит тшуву, и будет ему прощено».
Вот почему и сказано: «Добр и честен Господь – поэтому Он указывает грешным дорогу».
«Итак покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши.» (Деяния 3:19)
|
|
| |
Benhorin | Дата: Суббота, 08.04.2023, 09:59 | Сообщение # 5 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 2150
Статус: Offline
| «Знаю твои дела; ты носишь имя, будто жив, но ты мертв.» (Откровение 3:1)
Нам раскрывается важная деталь в характере Эсава. Две канаанки, которых он взял в жены, занимались идолопоклонством, и доставляли этим много горя его родителям, Ицхаку и Ривке. Тогда Эсав решает жениться на кошерной девушке из хорошей семьи. Он вводит в дом Махалат, дочь Ишмаэля, внучку Авраама.
Эсав очень любил родителей и заповедь их почитания выполнял лучше многих людей на земле. Несомненно, его женитьба на Махалат говорит о желании исправиться, утешить отца и мать. Однако наши мудрецы воздерживаются от похвал.
Рабби Элиэзер: «Да, замысел хорош – если б сначала он изгнал других жен. Но он оставил их, и к прежним хворям добавилась новая...» Пересказывая его слова, Раши вместо слова «хворь» пишет – «злодейство». О каком же новом преступлении Эсава идет речь?
Эсава, при всех его недостатках, нельзя назвать наивным глупцом. Тогда почему, желая доставить радость родителям, он сделал только хуже? Рамбан, рабби Моше бен-Нахман, обьясняет: «Брат Яакова действительно надеялся исправиться. Но вместо одного желания у него их было два: взял новую жену, но не прогнал прежних, плохих. Хотел исполнить желание отца, но свое вожделение оказалось сильнее...»
У наших мудрецов есть поговорка: «Еврейские злодеи полны раскаяния». Душа еврея тянется к Творцу, и хочет исполнить Его волю. С другой стороны, жалко расставаться с прежним злом. Поэтому раскаяние множится, а поступков, исправления нет.
Эсав очень хотел сказать Ицхаку: «Отец, я сделал тшуву, я исправился». Однако тшува невозможна, или не будет полной, если человек не отказался от желаний и поступков, которые связывают его с грехом. Эсав не смог на это решиться. Он оставил прежних жен, так что его исправление было внешним, для отвода глаз.
Новый грех, на который намекает Раши, называется лицемерием. Человек приготовил для своих грехов белые одежды, и окружающим (и ему самому) труднее распознать зло и победить его, если оно щеголяет в наряде доброты и святости. Наши мудрецы сравнивают Эсава со свиньей, у которой есть только один признак кошерности – раздвоенные копыта. Лежа в грязи, свинья выставляет их напоказ: смотрите, со мной все в порядке! Но кого этим можно обмануть? Прежде всего, самого себя...
(Ребе Менахем Мендл Шнеерсон) «Если же, ища оправдания во Христе, мы и сами оказались грешниками, то неужели Христос есть служитель греха? Никак.» (Галатам 2:17)
«Ибо если, избегнув скверн мира чрез познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, опять запутываются в них и побеждаются ими, то последнее бывает для таковых хуже первого. Лучше бы им не познать пути правды, нежели, познав, возвратиться назад от преданной им святой заповеди. Но с ними случается по верной пословице: пес возвращается на свою блевотину, и: вымытая свинья идет валяться в грязи.» (2-е Петра 2:20-22)
|
|
| |
Benhorin | Дата: Пятница, 14.07.2023, 08:48 | Сообщение # 6 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 2150
Статус: Offline
| В наше время, когда нет Храма и нет жертвенника, на котором приносились очистительные жертвы, только раскаянием можно заслужить прощение. Раскаяние искупает все грехи.
(Рамбам, Мишнэ Тора, Законы раскаяния) «Итак покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши.» (Деяния 3:19)
«Живу Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был. Обратитесь, обратитесь от злых путей ваших.» (Иезекииль 33:11)
«Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию.» (2-е Петра 3:9)
«Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов.» (Деяния 2:38)
|
|
| |
Benhorin | Дата: Пятница, 11.08.2023, 07:09 | Сообщение # 7 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 2150
Статус: Offline
| «Приближались к Нему все мытари и грешники слушать Его. Фарисеи же и книжники роптали, говоря: Он принимает грешников и ест с ними.» (Луки 15:1-2)
Он принимает грешников!... Все три притчи в 15 главе Луки (о потеряной овце, о потеряной драхме, о блудном сыне) рассказывают о Божьей любви к грешнику, который искренне кается. Эта мысль встречается не только у Христа или в Новом Завете; вот отрывок из «Мишне-Тора», где Маймонид обстоятельно излагает требования иудаизма. Этот труд он завершил в 1178 году: Да не думает баал-тшува (человек, который кается и возвращается к жизни по вере), что из-за беззаконий и грехов, совершенных им, он удален от уровня, достигнутого праведниками. Это не так. Он любим Творцом так же нежно, как если бы он никогда не согрешал. Но кроме того, его награда велика, ибо он познал вкус греха и, тем не менее, избавил себя от него через покорение своего ецер (злое побуждение). Мудрецы сказали: «Там где стоит баал-тшува, абсолютный праведник стоять не может» (Брахот 346). То есть уровень, достигнутый баал-тшува выше, чем уровень того, кто вообще никогда не грешил; потому что первый прилагал больше усилий, чтобы подчинить себе свое ецер, чем последний. Новый Завет действительно признает, что грешник, которому больше прощено, будет сильнее любить Бога.
(Давид Стерн) «Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии.» (Луки 15:7)
«А потому сказываю тебе: прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит.» (Луки 7:47)
|
|
| |
Benhorin | Дата: Понедельник, 02.10.2023, 11:35 | Сообщение # 8 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 2150
Статус: Offline
| Корень слова Тшува - תשובה (возвращение к Творцу, своему истинному Я), – שב - шув – вернись. Написано, что тшува создана прежде творения мира. Эти буквы есть в слове Берешит - בראשית, кроме них остаются ראית - раита – «ты видел». Получается: «Ты видел – вернись». Вернись к Творцу. Бог создал мир, чтобы явить Себя, и чтобы мы, творение, вернулись к Нему. (Рав Гедалия Спинадель)
«Возвратитесь, мятежные дети: Я исцелю вашу непокорность. - Вот, мы идем к Тебе, ибо Ты - Господь Бог наш.» (Иеремия 3:22)
«Итак, оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться.» (Деяния 17:30)
|
|
| |
Benhorin | Дата: Понедельник, 16.10.2023, 14:52 | Сообщение # 9 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 2150
Статус: Offline
| «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды.» (1-е Иоанна 1:9)
Мы исповедуем не греховность нашу. Нельзя прийти ко Всевышнему и сказать: «Я грешен». Конечно, можно так сказать, но речь идет немного о другом. Очень легко сказать: «Я грешен». Гораздо сложнее указать на конкретный грех, увидеть конкретную свою неправду, а еще важнее – почувствовать корень своей неправды. То есть я могу сказать: «Я воровал яблоки у соседа сегодня». И это, в общем-то, было бы признанием в каком-то грехе. Но у этого греха есть корень: почему я воровал яблоки у соседа? Потому что мне на соседа плевать, потому что я не имею к нему любви, а значит, у меня нет любви к ближнему, соответственно, мне следует исповедоваться в том грехе, что я не люблю соседа, что у меня нет любви к ближнему... Если копнуть глубже, то можно увидеть глубинные слои нашего существа. И именно о такой исповеди говорит Иоанн, а точнее: так ежедневно верующие очищаются от всякой неправды.
(Рав Алекс Бленд)
|
|
| |
Benhorin | Дата: Среда, 13.03.2024, 16:29 | Сообщение # 10 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 2150
Статус: Offline
| Возвращение - это крайняя степень самовыражения. Никто не возвращается из-за того, что ему приказывают так сделать. Способность вернуться исходит от вас самих. И это само по себе свидетельствует о том, что вы никогда не были по-настоящему оторваны - покровы души могут загрубеть, но ядро всегда остается тесно связанным со своим Источником. И оттуда приходит призыв вернуться.
(365 размышлений Ребе Менахема-Мендла Шнеерсона) «Возвратитесь, мятежные дети: Я исцелю вашу непокорность. - Вот, мы идем к Тебе, ибо Ты - Господь Бог наш.» (Иеремия 3:22)
|
|
| |
Benhorin | Дата: Среда, 08.05.2024, 08:57 | Сообщение # 11 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 2150
Статус: Offline
| Можно потерять свободу выбора? «И сказал Бог Моше: иди к фараону, поскольку Я утяжелил сердце его.» (Шмот 10:1)
Многие комментаторы спрашивают: утяжелил сердце фараона — значит, Творец таким образом забрал у него свободу выбора. Если так, то, на первый взгляд, это противоречит одному из самых главных принципов иудаизма, что у каждого человека есть свобода выбора — выполнять волю Творца или нет. И так пишет Рамбам: «Человек обладает свободой воли. Пожелает он пойти по пути добра и быть праведником — ему дано это; пожелает пойти по пути зла и быть грешником — у него есть и такая возможность. Этот принцип имеет основополагающее значение для всей Торы и всех заповедей.» (Законы раскаяния, 5:1,3)
В качестве ответа пишет Рамбам следующее: «... бывает так, что кто-нибудь совершает такой великий грех или такое множество грехов, что Праведный Судья решает в наказание за грехи, совершенные человеком по своей воле и разумению, лишить его возможности к раскаянию и возвращению к Творцу. И не будет такому человеку дано возможности оставить злодейство свое, и погибнет он за грехи, в которых повинен.» (Законы раскаяния, 6:3) Продолжает Рамбам: «И поэтому написано в Торе: «И Я ожесточу сердце фараона» — за то, что он грешил прежде и делал зло Израилю, жившему в его стране..., по приговору Всевышнего у него была отнята возможность раскаяться, чтобы наказать за все грехи. Потому-то и ожесточил Всевышний сердце фараона.» (Законы раскаяния, 4-ый закон) По словам Рамбама, тут нет противоречия принципу свободы выбора, ведь фараон изначально имел ее и только по своей воле потерял ее своими бесчисленными грехами.
Однако важно знать, что многие книги объясняют, что Рамбам не имеет в виду, что у человека в это время нет совершенно никакой возможности раскаяться, а только – что это ему сделать весьма тяжело. Однако Творец никогда окончательно не закрывает врата раскаяния перед человеком. И так пишет Рабейну Йона в начале книги «Шаарей Тшува»: «Даже если умножили грешники свои грехи..., не закрыл Творец перед ними врата раскаяния, как сказано: «Вернитесь к Тому, перед Которым вы глубоко грешили.» (Йешая 31:6)»
В трактате Псахим (86 б) мудрецы говорят, что во всем гость должен слушаться хозяина дома, кроме указания выйти из его дома. Рав Моше Видаш в книге Решит Хохма объясняет, что это аллегория на наши отношения с Творцом (ведь мы являемся Его гостями в этом мире): все, что нам приказывает Творец, мы должны выполнять, кроме требования выйти – оставить мысли о возвращении к Творцу. Если человеку кажется, что Творец не заинтересован в нем, и у него уже нет возможности раскаяться, ему не следует впадать в отчаяние: пусть знает, что Творец всегда будет рад его возвращению.
«Ибо если мы, получив познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи, но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников.» (Евреям 10:26,27)
«Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога.» (Римлянам 2:5)
«Возвратитесь, мятежные дети: Я исцелю вашу непокорность. - Вот, мы идем к Тебе, ибо Ты - Господь Бог наш.» (Иеремия 3:22)
|
|
| |
Benhorin | Дата: Воскресенье, 12.05.2024, 13:16 | Сообщение # 12 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 2150
Статус: Offline
| Тот, кто возвращается из мрака, должен принести его с собой, обратив в свет. Надо использовать свой опыт для того, чтобы подняться выше с великой силой. Поэтому тот, кто возвращается издалека, выше того, кто был всегда вблизи. Существенно не то, где вы стоите, а куда и с какой силой двигаетесь. Мы пришли сюда, чтобы испытать возвращение. Это самое последнее испытание.
(Обретение неба на Земле. 365 размышлений Ребе Менахема-Мендла Шнеерсона) «Вы были некогда тьма, а теперь - свет в Господе: поступайте, как чада света.» (Ефесянам 5:8)
«И придут от востока и запада, и севера и юга, и возлягут в Царствии Божием. И вот, есть последние, которые будут первыми, и есть первые, которые будут последними.» (Луки 13:29,30)
«Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе.» (Филиппийцам 3:13,14)
|
|
| |