[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 2 из 2
  • «
  • 1
  • 2
Бейт Мидраш » בית מדרש - Бейт Мидраш » Наша жизнь » חנוכה - Ханука - праздник обновления
חנוכה - Ханука - праздник обновления
BenhorinДата: Понедельник, 11.10.2021, 09:27 | Сообщение # 16


Группа: Администраторы
Сообщений: 2103
Статус: Offline
В 2021 году Ханука будет отмечаться с вечера 28 ноября по вечер 6 декабря.

 
BenhorinДата: Четверг, 18.11.2021, 11:07 | Сообщение # 17


Группа: Администраторы
Сообщений: 2103
Статус: Offline
В иудаизме большое значение придается зажиганию свечей. Ханука – это вообще, по большому счету, сплошное зажигание свечей. Какова связь между свечами и духовностью?

На самом деле, есть в свече нечто такое, что роднит ее больше со сферой духовной, нежели материальной. Материальная субстанция, распространяясь, истончается. А духовное, распространяясь, увеличивается и растет.

Когда вы используете что-то материальное, оно уменьшается в размерах и исчезает. Чем больше вы тратите денег, тем меньше их у вас остается; чем больше вы расходуете бензина, тем меньше его остается в баке; чем больше вы съедаете, тем чаще вам нужно пополнять свои запасы продуктов.
А вот духовное, когда расходуется, только растет. Если я буду учить людей тому, что знаю и умею, ученики получат знания, а я сам от этого стану только умнее. Даря свою любовь ближним, я становлюсь еще более любящим. Когда вы даете человеку духовный подарок, он его приобретает, но вы при этом ничего не потеряете.

В этом и заключается духовный смысл заповеди зажигания свечей. Когда вы от одной свечи зажигаете другую, первая свеча продолжает гореть. Ее огонь не ослабевает от того, что им поделились с другой свечой. Скорее наоборот, две свечи взаимно усугубляют яркость друг друга и дают еще больше света.

Иногда мы переживаем из-за того, что слишком разбрасываемся и расточаем себя. В том, что касается вещей духовных, такой опасности нет. Чем больше добра мы делаем в этом мире, тем больше добра появляется в нашей жизни. Приобретая нового друга, вы углубляете свои отношения со старыми друзьями. Когда в вашей семье появляется еще один ребенок, вы обнаруживаете в своем сердце еще один канал любви - а от этого больше любви достается и остальным детям. Приобретая новых учеников, вы становитесь только еще мудрее.

Продолжайте зажигать свои свечи. В вашей душе находится неистощимый запас света, которого не убудет, если вы им поделитесь. Ваше добро никогда не иссякнет.
(По материалам ru.chabad.org)

 
BenhorinДата: Вторник, 30.11.2021, 04:47 | Сообщение # 18


Группа: Администраторы
Сообщений: 2103
Статус: Offline
Странный праздник Ханука.
Чего празднуем-то?
Победили греков и эллинизаторов?
Этой победы с трудом хватило на одно поколение.
Как известно, Шимон Хашмонай, единственный из братьев оставшийся в живых в результате восстания Маккавеев и возглавивший государство, был убит собственным зятем-эллинизатором. Последующие правители из династии Хашмонаев уже были эллинизаторами. За что боролись – на то и напоролись...

Так что праздновать-то?
Восстание Маккавеев закончилось двойным чудом: военная победа и чудо кувшинчика масла. Но это был не более чем всплеск на скатывании еврейского народа вниз-вниз, к краху Храма и Страны – и галуту.
Более того, мудрецы говорят, что Ханука и Пурим в будущем будут неизмеримо важнее, чем все праздники данные Богом в Торе. А это как прикажете понимать?!

Не претендую на всеобъемлющее объяснение, но:
Ханука и Пурим, в отличие от всех остальных праздников, заповедованных Богом в Торе, начались «снизу», самопожертвованием евреев.
Творец отреагировал на это сделав чудо – поддержал нас.
Его посыл нам таков: самопожертвование во Имя связи с Ним во всем объеме, духовном и физическом, дает результат. Но пожертвовать жизнью и умереть – не большой фокус. Самопожертвование должно быть лейтмотивом ЖИЗНИ. И самопожертвования разового НЕДОСТАТОЧНО. Это – вывод из эллинизации династии Хашмонаев. Недаром Ханука и хинух (воспитание) однокоренные слова. Постоянное самопожертвование должно быть в первую очередь в воспитании молодого поколения.
(Рав Шломо Кочубиевский)

 
BenhorinДата: Воскресенье, 11.12.2022, 11:51 | Сообщение # 19


Группа: Администраторы
Сообщений: 2103
Статус: Offline
В 2022 году Ханука будет отмечаться с вечера 18 декабря по вечер 26 декабря.

 
BenhorinДата: Воскресенье, 11.12.2022, 18:44 | Сообщение # 20


Группа: Администраторы
Сообщений: 2103
Статус: Offline
Праздник Ханука продолжается восемь дней – с 25 кислева по 2 тевета (в 2022 году Ханука будет отмечаться с вечера 18 декабря по вечер 26 декабря). Праздник этот установлен Йегудой Макаби и его братьями, чтобы отметить очищение и освящение иерусалимского храма, оскверненного греками и евреями-ассимилянтами, и возобновление храмового служения.

Рамбам так описывает события тех лет: «Во времена Второго Храма греческие цари начали гонения на евреев и их религию и не позволяли им изучать Тору и исполнять заповеди, наложили руку на их имущество и на их дочерей, ворвались в Храм, разрушили ограду вокруг него и осквернили святыни. Израиль находился тогда в великой беде и под жестоким притеснением – пока не смилостивился над евреями Бог их отцов и спас их от руки греков, дав победу сынам Хашмоная, потомкам первосвященников, которые победили греков и освободили Израиль из-под их власти... Это произошло 25 кислева: вошли в Храм и не нашли масла, ритуально чистого, кроме одного кувшинчика, в котором масла было столько, что его могло хватить лишь на один день. Но зажигали им Менору в Храме восемь дней – пока не приготовили новое чистое масло. По этой причине мудрецы того поколения постановили, чтобы эти восемь дней, начиная с 25 кислева, были днями веселья и благодарения Всевышнему, когда зажигают светильники у входа в дома – каждую из этих восьми ночей, - дабы всем стало известно о чуде. Дни эти называются Ханука - «освящение», и в эти дни нельзя скорбеть и поститься.» (Законы о Хануке, гл. 3)

Одно время казалось, что в пределах эллинистической империи Селевкидов царь Антиох добился полного успеха: даже в среде еврейского народа его политика принесла немало плодов. Многие – и в первую очередь представители высших кругов общества – восприняли влияние греческой культуры и греческого идолопоклонства. Их называли митъявним – «огречившиеся», «эллинизаторы». Однако окончательной своей цели - полностью уничтожить духовность в Израиле – греки и эллинизаторы не добились. Еврейский народ избежал участи аммонитян, моавитян, филистимлян, арамейцев, цидонян и других могучих и многочисленных народов древности, бесследно исчезнувших с арены истории.

Можно сказать, что еврейская история повторилась: произошло нечто подобное тому, что происходило в эпоху Судей, когда, в момент кризиса, в народе появлялись великие люди, «судьи израильские», спасшие народ от рук чужеземных захватчиков. Так и теперь: Всевышний избрал Матитьягу бен Йоханана, первосвященника, жителя селения Модиин, и облачил его властью и мужеством. Матитьягу собрал вокруг себя пятерых своих сыновей и горстку отважных людей, осмелившихся выступить против могущественного врага. Лозунгом Матитьягу были слова: «Кто за Господа – ко мне!» Он поднял знамя восстания против греческого порабощения – физического и духовного. Без оружия, незнакомые с военным ремеслом, без союзников – внешних и внутренних – сумели Матитьягу и пятеро его сыновей – Йонатан, Шимон, Йегуда, Эльазар и Йоханан – воспитать целое поколение Хашмонаим («Хасмонеев»), или Макабим («Маккавеев»), бесстрашно выходивших на бой с «супердержавой».

Что означают эти имена-синонимы – «Хашмонаим» и «Макабим»?

«Хашман» (мн. ч. «хашмонаим») – это титул, который давали выдающемуся человеку, замечательному своим происхождением, талантами, поведением. «Макаби» - это титул сражавшихся за слово Божье, тех, кто написали на своем знамени: Ми камоха баэйлим, Адонай - מי כמוך באלים יהוה - «Кто подобен Тебе в силе, Господь». Аббревиатура этих слов - מכבי - «Макаби».

Победа Маккавеев – одно из самых впечатляющих чудес в еврейской истории. Недаром упоминание о нем вошло в молитву «Шмонэ-эсрэ», читаемую в дни Хануки: «... а Ты, по великой милости Своей... заступился за них, стал судьей в их споре, отомстил их отмщением, предал сильных в руки слабых, многочисленных – в руки немногих, нечистых – в руки чистых, нечестивцев – в руки праведников, злодеев – в руки тех, кто изучает Тору Твою...»

Война с греками не была только физической войной. Это была война не за власть, территории, расширение границ, но за духовную свободу, за полную духовную независимость Божьего народа от чуждых влияний.
(По материалам toldot.com)

 
BenhorinДата: Пятница, 24.11.2023, 07:55 | Сообщение # 21


Группа: Администраторы
Сообщений: 2103
Статус: Offline
Хануку называют «хаг-аурим» – חג האורים - «Праздник Света». Что же такое свет? Нет, не в физическом, научном смысле слова, хотя и эта тема интересна и вполне уместна в контексте духовного исследования.
Свет – это первое наше впечатление о внешнем мире в момент рождения. Таково мнение психологов, специалистов по раннему и младенческому возрасту. Так, кстати, и говорят о рождении человека: «Явился на свет Божий». А еще люди говорят, что «лучше один раз увидеть, чем семь раз услышать», – и это тоже о свете, который делает для нас мир зримым.
В иудаизме отношение к свету особое. Достаточно сказать, что в Каббале принято называть Всевышнего «Ор Эйн Соф» - אוֹר אין סוף - «Бесконечный Свет». Тора также названа светом: «Ибо заповедь – светильник и Тора – свет».
Мидраш, приведенный в Талмуде рассказывает: «Когда был сотворен мир, изначальный свет был таков, что мир можно было видеть от одного края вселенной до другого. Увидел Всевышний, благословен Он, что свет слишком ярок, и сокрыл его».
Большой свет сокрыт до поры до времени. Но нам дано осветить мир мириадами маленьких огоньков. Хасиды говорят: «Тьму не разгоняют палкой. Немного света – и великая тьма рассеется».
Маленькие огоньки горят в бесчисленных «светильниках заповеди», в ханукийот. Пока они горят, в доме на время прекращаются все будничные дела, есть время подумать о том, что раньше ускользало от внимания, и почувствовать то, что раньше не находило пути к сердцу.
Посмотрите на огонек, он карабкается по фитилю вверх и, едва не взлетев в небеса, замирает на мгновение и падает вниз. И опять, едва не утонув в масле или растопленном воске, он взмывает вверх, чтобы снова и снова повторять этот танец. Мудрецы Каббалы говорят, что так пляшет и душа человека: то взлетает, почти оторвавшись от тела, то падает, почти сливаясь с ним. Она рвется вверх, потому что там ее Источник и ее жизнь. Но слишком резкий взлет духа может обернуться физической смертью, отрывом души от тела. А ведь она не по своей воле пришла в этот мир, Всевышний послал ее с важной миссией: преобразить материю, приблизить ее к духу.
И душа, едва не отлетев, пускается в вынужденный путь вниз, как огонек по фитилю. Она возвращается к покинутому было телу и опять ощущает такую близость к нему, что над ней снова нависает опасность: если душа опустится до уровня тела, человек станет мало чем отличным от животного.
И снова вверх, и снова вниз – продолжается вечный танец жизни в нас самих и в наших домах – на фитильках ханукальных свечей.
Итак, «душа человека – светильник (свеча) Всевышнего». Эти слова замыкают круг света. Всевышний – Бесконечный Свет, Тора – свет, души наши – светильники.
(Рав Александр Фейгин)

«Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного.» (Матфея 5:16)

 
BenhorinДата: Четверг, 30.11.2023, 08:43 | Сообщение # 22


Группа: Администраторы
Сообщений: 2103
Статус: Offline
«Учили мудрецы: заповедано устнавливать ханукальный светильник у входа в дом, снаружи. Если кто живет высоко - пусть поставит его на окно, выходящее на людное место. А в опасное время - пусть поставит его на столе, и это закон.» (Талмуд, трактат Шаббат, лист 21б)
Йешуа сказал: «Никто, зажегши свечу, не ставит ее в сокровенном месте, ни под сосудом, но на подсвечнике, чтобы входящие видели свет.» (Луки 11:33)
Наша жизнь должна быть похожа на светильник-ханукию, которая возвещает сама собой о Божьих чудесах, победах и святости заповедей Торы.

 
BenhorinДата: Суббота, 02.12.2023, 11:29 | Сообщение # 23


Группа: Администраторы
Сообщений: 2103
Статус: Offline
В 2023 году Ханука будет отмечаться с вечера 7 декабря по вечер 15 декабря.

 
BenhorinДата: Среда, 13.12.2023, 07:57 | Сообщение # 24


Группа: Администраторы
Сообщений: 2103
Статус: Offline
У меня у самого в запасе никакой личной чудесной истории нет, — сказал реб Пинхас, — но зато есть замечательная история, которую я услышал от отца. В 20-х годах он был учеником в одной из иерусалимских ешив, и глава этой ешивы, известный раввин, послал его и еще одного такого же, как и он, ученика-бохера в Прагу собрать пожертвования. Дело это было в то время обычное — в Иерусалиме жизнь была крайне тяжелая, и почти все ешивы — то есть и их преподаватели, и ученики — существовали на пожертвования из Европы или Америки. При этом раввин дал им адрес одного пражского богача и сказал, чтобы они первым делом заглянули именно к нему — тот, дескать, и сам щедро даст деньги, и поможет найти тех, кто к его дару добавит еще столько же. Приехали наши евреи в Прагу в самый канун субботы, явились к этому богачу, и тот их принял необычайно тепло. Вечером они пошли в синагогу, где вел молитву молодой кантор с поистине берущим за душу голосом, а затем, само собой, сели с хозяином за субботнюю трапезу.

И вот представьте себе: сидят они в огромной зале, где в шкафах стоит посуда из золота и серебра, на стенах развешаны картины великих художников, а между ними висит… старая, потрепанная и вдобавок грязная-грязная куртка.

Ну, естественно, наши ешиботники заинтересовались, что это за куртка и с какой радости она висит на таком почетном месте.

«Ну, ладно, — сказал хозяин дома, — Так и быть, расскажу… Я ведь не всегда был таким, как сейчас. Долгие годы занимался только одним — делал деньги. О своем еврействе я и не вспоминал, в синагогу, само собой, не ходил, да и вообще, кроме денег, меня ничего в жизни не интересовало. У меня уже было столько денег, что их невозможно было потратить, но я продолжал зарабатывать их как одержимый. И вот как-то зимой иду я вечером по улице и вижу еврейского мальчика. Идет дождь, вокруг слякоть, а он сидит в грязи и плачет. Ну, я заинтересовался, подошел, спросил, что случилось. «У нас оставалось последние 5 марок, — сказал он, — и папа думал, на что их потратить: на еду к субботе или на масло для ханукального светильника к празднику. Наконец, папа решил, что зажечь ханукию важнее, чем поесть, и послал меня за бутылкой масла. Я купил бутылку, но когда вышел, поскользнулся — и она разбилась! Как же мне теперь идти домой?!» — и мальчик снова залился плачем.

И вот тогда — вы не поверите! — я сел рядом с ним в эту грязь — и тоже заплакал. Я плакал о себе — о том, что всю жизнь гнался за ложными ценностями, о том, что я забыл про то, что я — еврей, и про нашего Бога…

Наконец, когда холод пробрал меня до костей, я встал сам, велел встать мальчугану, и мы вместе с ним вернулись в магазин. Здесь я купил ему столько масла, чтобы хватило на весь праздник, ну и, само собой, разной еды и подарков, для всей его семьи. С того ханукального вечера я и зажил по-другому. Связи с тем мальчиком и его семьей я не потерял, да вы его сегодня видели: он — кантор в нашей синагоге. А куртку, в которой в тот вечер сидел вместе с ним в грязи, я, как видите, повесил на стену — чтобы она напоминала мне, что для настоящего еврея зажечь ханукальную свечу куда важнее, чем поужинать коркой хлеба».
(По материалам jewishnews.com.ua)


«Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.» (Матфея 6:19-21)

«И Я говорю вам: приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители.» (Луки 16:9)


 
Бейт Мидраш » בית מדרש - Бейт Мидраш » Наша жизнь » חנוכה - Ханука - праздник обновления
  • Страница 2 из 2
  • «
  • 1
  • 2
Поиск: