Benhorin | Дата: Понедельник, 20.12.2010, 16:13 | Сообщение # 1 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 2165
Статус: Offline
| "И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему." (Быт.1:26) Творение человека не было таким, как создание животного мира. Если в случае с животными земля активно участвует в создании жизни: «да произведёт земля душу живую по роду её», то в случае творения человека земля выступает лишь в роли строительного материала: «И создал Господь Бог человека из праха земного». Думается, нет необходимости доказывать, что человек глубоко отличается от окружающей его природы. Можно даже сказать, что расстояние, отделяющее корненожку от орангутанга, меньше, чем расстояние, отделяющее орангутанга от Гёте. И никто не станет оспаривать того, что это колоссальное отличие заключается не в физическом строении и функциях тела. «Он полагает печать на руку каждого человека, чтобы все люди знали дело Его.» (Иов 37:7). Господь - это Разум. Он создал человека по Своему образу и подобию, то есть одарил его сознательной волей и разумом. И Господь поставил печать разума на руку каждого человека - всё, что попадает под воздействие человеческих рук, что является продуктом человеческого труда, носит на себе след разумной деятельности. Между тем при ближайшем рассмотрении оказывается, что труд, в смысле проделывания физической работы, свойственен и многим животным. Следовательно, под трудом мы должны понимать сознательную творческую деятельность, и поэтому сознание, то есть духовное начало в человеке, оказывается первичным элементом, предшествующим труду. «Животное, - утверждает Энгельс, - только пользуется внешней природой и производит в ней изменения в силу своего присутствия; человек же вносимыми им изменениями заставляет её служить своим целям, господствует над ней. Это является последним существенным отличием человека от остальных животных.» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Цит. Соч. стр.78). Если у человека есть свои сознательные цели, которым служит его труд, то без этих целей нет и настоящего труда. В человеческой сознательной деятельности, как указывал Маркс «в конце процесса получается результат, который уже перед процессом труда имелся идеально, то есть в представлении работника.» (К. Маркс. Капитал. Т.5. стр.158). У обезьяны нет сознания, нет «идеальных представлений», как нет у пауков или пчёл. То, что специфические особенности человеческого духа превращают работу в труд- не гипотеза, но очевидный для каждого факт. Известно, что обезьяны иногда изготовляют некое подобие орудий. Но где основания считать, что эта орудийная деятельность намного выходит за пределы обычных инстинктивных процессов? Бобры, например, делают плотины, пчёлы - соты, птицы не только строят, но даже «украшают» свои гнёзда, осьминоги в качестве орудий употребляют камни, но ни в одном из этих случаев не имеет место подлинный труд. Он невозможен без сознания, без человеческого разума. Итак, Господь выделил человека от всей природы. И эта печать разума на всех путях наших должна напоминать нам, что мы дело рук Его. Между происхождением человека и теорией эволюции нет ничего общего. Животное, как отдельный индивид, не является носителем разума. Оно живёт в лоне разумности природного целого, тенденции вида. Иное дело - человек. Здесь разум воплощается в личности, в духе, который есть активное, живое, познающее нематериальное начало. Ещё Уоллес писал, что человеку присущи такие качества, которые не могли возникнуть в процессе естественного отбора: «Чувства абстрактной справедливости или любви к ближнему, - писал он, -никогда не могли быть приобретены таким образом (то есть путём отбора), ибо эти чувства несовместимы с законом выживания сильнейшего.» (А. Р. Уоллес «Естественный отбор». 1878, стр.382). Американский антрополог Лорен Эйсли пишет: «Всё говорит за то, что, какова бы ни была природа сил, вызвавших развитие человеческого мозга, появление у всех народов мира одинаковых умственных характеристик не могло быть просто результатом длительного, медлительного соревнования между отдельными человеческими группами. Существовал некий другой фактор, ускользнувший от пытливого взора науки.» (L. С. Eisle «Darvinism today»). Последние открытия генетики показывают, что человек и обезьяна не являются даже отдалёнными родственниками - у них абсолютно разная структура крови. «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его.» (Бытие 1:27). Библия всегда говорит о Боге, как о Начале невидимом: «Которого не видевши любите, и Которого доселе не видя, но веруя в Него, радуетесь радостью неизречённою и преславною.» (1-е Петра 1:8). Хотя на всей организованной материи можно видеть отпечаток её разумного происхождения, разум в природе - это, скорее, незавершённая «программа», он безлик, «диффузен», распылён. Только в человеке он становится подлинным «образом и подобием» своего Творца. Вселенский Божественный Разум более всего отображён в личностном разуме и сознательной воле человека.
|
|
| |