Benhorin | Дата: Суббота, 26.04.2014, 20:32 | Сообщение # 1 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 2164
Статус: Offline
| В главе «Кдошим» («Святы») говорится, что каждый еврей обязан быть святым. При словах «святой человек» большинство из нас готовы сразу же представить себе мудрого всеведущего старца, непременно с длинной седой бородой, великого знатока Торы и кабалы, который все свое время проводит в молитве и изучении святых книг. Но дело обстоит совсем не так. Оказывается, любой еврей, у кого есть возможность и желание развратничать и который, тем не менее, сумел это желание в себе подавить, называется святым. И человек, отказывающийся от некашерной пищи, тоже называется святым. Законы о запрещенной пище и запрещенных половых отношениях Рамбам так и называет: исурей-кдуша — «запреты ради святости». В главе «Шмини», где перечисляются запрещенные в пищу животные, прямо сказано: «Не оскверняйтесь ими… ибо Я — Господь, ваш Бог, и освящайтесь, и будьте святы». Любой еврей, отказывающийся от запрещенной ему пищи, хотя он голоден, — свят. Мы, евреи, должны быть святы во всем: и во взаимоотношениях с людьми, и в выборе пищи, и в семейных отношениях. По правде говоря, не всегда легко быть святым. О значении испытания в жизни и его преодолении всегда надо помнить: не было еще случая, чтобы Всевышний подверг человека испытанию и не дал сил его выдержать. В главе «Кдошим» много говорится о святости во взаимоотношениях между людьми. Святость, оказывается, состоит в том, чтобы оставлять для бедных край поля, сада и виноградника (то есть не снимать с него урожай), не подбирать опавшие в поле и на винограднике колосья и ягоды, не задерживать выплату заработка наемному работнику, не мстить, не помнить зла и не проклинать, любить ближнего как себя, не говорить о людях дурно и не сплетничать, и еще во многом другом. Процитируем полностью начало главы. И Господь говорил Моше так: «Обратись ко всей общине с такими словами: «Будьте святы, ибо свят Я, Господь, ваш Бог. Бойтесь каждый своей матери и своего отца, и субботы Мои соблюдайте. Я — Господь, ваш Бог. Не обращайтесь к идолам и не делайте себе литых богов. Я — Господь, ваш Бог». Какая связь между требованием бояться родителей, то есть почитать их, не возражать им и не оспаривать их суждений, не садиться на их обычное место за столом и т.п., и соблюдением субботы? Представьте себе, что отец или мать попросили вас вскипятить чай или купить что-нибудь в субботу. Как быть? Ответ прост: и отец, и сын подчинены Творцу. Поэтому хотя каждому предписано «бойтесь матери и отца», но — «субботы Мои соблюдайте», так как «Я — Господь, ваш Бог» — Бог и отца, и матери, и ваш. И это касается любого поступка, о котором просят вас родители, но который запрещен Всевышним. И вы, и родители подчинены воле Создателя! А что значит «не обращайтесь к идолам»? Не занимайтесь изучением законов и обычаев служения идолам. И это относится не только к прямому язычеству, но и к самым «изысканным» явлениям культуры, вроде церковной архитектуры и музыки. Зачем дальше добавлено «не делайте себе литых богов»? Разве первое уже не содержит в себе второе? Не совсем. Не делайте, даже если вы не собираетесь к ним обращаться. Строгость запрета усилена до того, что не только для самого себя, но и для нееврея еврей не должен изготовлять предметы языческого культа. Ни за какие деньги на свете. Это запрещено даже в ситуации, когда хозяин-нееврей приказывает рабу-еврею помочь ему в изготовлении или установке идола. Следом за запрещением проклинать Тора запрещает злословить и сплетничать. Что называется сплетней и кто называется сплетником? Тот, кто пересказывает слова одного человека о другом, сообщая при этом факты, которые, став общеизвестными, могут этому второму повредить. Даже если эти факты подлинны — он творит зло. Настолько большое, что иногда это приводит к разрушению устоев мира. Только в одном случае можно говорить такую правду: если вы уверены, что принесете этим пользу (например, предупредите человека, что компаньон, с которым он собирается открыть дело, — аферист и может его обмануть). «Не мсти и не помни зла сынам народа твоего, и люби ближнего твоего, как самого себя. Я — Господь». Здесь в одном стихе мы находим три заповеди. Талмуд (Йома, 23а) объясняет, как понять «не мсти» и «не помни зла». Скажем, кто-то попросил соседа одолжить ему серп, а тот отказал. Назавтра отказавший в одолжении, в свою очередь, просит дать ему на время топор. И если первый говорит второму: «Ты мне отказал, так и я тебе не дам», — это называется мстить. А если он дал ему топор, но сказал при этом: «Я не то, что ты, ты-то мне серпа не одолжил», — он проявил злопамятность. Весь еврейский народ — как единый человек.
из книги рава Ицхака Зильбера «Беседы о Торе»
|
|
| |
Benhorin | Дата: Среда, 24.02.2016, 08:11 | Сообщение # 2 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 2164
Статус: Offline
| В Новом Завете часто упоминается понятие - святость, святой, где слово «святой» может быть понято как «отделенный». «Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа.» (Евреям 12:14) «Вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец - жизнь вечная.» (Римлянам 6:22) «Ибо призвал нас Бог не к нечистоте, но к святости.» (1-е Фессалоникийцам 4:7) Без сомнения - концепция святости не мистическая или абстрактная идея и конечно не новая. Она целиком основана на предписаниях данных еще в книгах Танаха или, говоря общепринятым христианским термином - в Завете Ветхом. К примеру: «И будете у Меня людьми святыми.» (Исход 22:31) «Я - Господь Бог ваш: освящайтесь и будьте святы, ибо Я свят.» (Левит 11:44) «Святы будьте, ибо свят Я Господь, Бог ваш.» (Левит 19:2) Кадош - קדֶש - номер Стронга #6944 - святость, святой, отделенный Слова «святы должны вы быть» - есть основной тон всей главы «Кдошим», который звучит в самых различных предписаниях, там содержащихся: в уважении и почитании родителей, в помощи нуждающимся, в точной оплате каждой рабочей минуты наемного работника, в честной торговле, в недопущении ненависти и доносительства, в любви к ближнему, в дружелюбии к чужеземцу, в равных правах богатых и бедных, в правильности мер и весов, а также в отказе от всего нечистого, неразумного или языческого. Святости достигают не бегством от земной жизни, не пренебрежением всеми человеческими связями, семьей и профессией, но только духовностью, с которой исполняют все обязательства, накладываемые жизнью, во всех их простых каждодневных мелочах.
|
|
| |
Benhorin | Дата: Четверг, 24.01.2019, 14:42 | Сообщение # 3 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 2164
Статус: Offline
| Запрещено мстить или даже проявлять неприязнь по отношению к ближнему (Ваикра 19:18): «Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего, как самого себя. Я Господь.»
Мстить - значит, поступать с другим человеком сообразно тому, как он поступает с нами, платить ему злом, если он причинил нам зло. Тора запрещает нам мстить. Запрещение же хранить зло означает, что нельзя напоминать ему о его поступке и выражать свою злобу. Нам заповедано стирать из своей памяти воспоминания о зле, которое причинил нам другой человек.
Мы должны понимать, что все «случайности» направляются волей Всемогущего. Всякий, кто принес нам добро или причинил зло, только посланец Всемогущего, уполномоченный Им выполнить решение, принятое Небом.
Если б мы были безупречными праведниками, Всесильный никому не позволил бы причинить нам вред. Попав, поэтому, в неприятную ситуацию, мы должны искать причину случившегося в себе самих, а не обвинять ближнего. Обвиняющий в своих неприятностях другого и питающий мстительные чувства к нему обнаруживает изъяны в своей вере в Божий Промысел. Он выдает тем самым, что приписывает другому человеку способность властвовать над нашей судьбой - способность, присущую только Самому Создателю.
Еще один повод к тому, чтобы поступать со своим ближним лучше, чем поступает он с нами, дают нам размышления о доброте Создателя. Если б Он воздавал нам в точном соответствии с тем, чего мы заслуживаем, мы давно бы утратили право на жизнь.
Если человек обходится со своими ближними великодушно, то Создатель проявляет великодушие и к нему.
«Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных.» (Матфея 5:44,45)
«Не воздавайте злом за зло или ругательством за ругательство; напротив, благословляйте, зная, что вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение.» (1-е Петра 3:9)
«Благословляйте гонителей ваших; благословляйте, а не проклинайте.» (Римлянам 12:14)
|
|
| |